03.12.2018
Квест «Москва и москвичи, или Кто так строил?» помог школьникам узнать, как народы, проживающие в Москве, формируют облик столицы
В Университете Правительства Москвы для учащихся 9–11 классов прошел увлекательный квест «Москва и москвичи, или Кто так строил?». 46 школьников из четырех московских школ совершили виртуальную прогулку по районам столицы. Они узнали, что в Москве проживают представители 160 народов, а также как достопримечательности, памятники, улицы, исторические и архитектурные объекты связаны с ними. Мероприятие прошло в рамках реализации Стратегии национальной политики города Москвы.
Участники проходили 6 локаций, названия которых были связаны со старейшими улицами Москвы. Для решения логических заданий квеста надо было, прежде всего, знать свой город. Неподдельное удивление вызвала информация о том, что в Москве проживает 160 народов. Вопросы были настолько разнообразны, сложны и насыщенны, что старшеклассникам приходилось устраивать настоящие мозговые штурмы.
Например, на локации «Малая Грузинская» школьники узнавали название памятника – колонны, сложенной из букв грузинского алфавита. Каждая его буква соответствовала букве русского алфавита, и надо было расшифровать название памятника З. К. Церетели «Дружба навеки».
На локации «Армянской переулок» надо было определить, когда и в какой район Москвы заселились первые армяне. Помогли подсказки и карта Китай-города. Один из вопросов – почему усадьба, где располагается армянское посольство, называется Лазаревской. Отвечая на него, школьники узнали о владельце усадьбы Лазаре Назаровиче Лазаряне.
Очень интересная локация – «Большая Ордынка», в которой раскрывается роль татар в строительстве Москвы. Много названий московских улиц и переулков пришли именно из татарского языка. В заданиях квеста улицы были зашифрованы; чтобы разгадать их названия, надо было решить анаграммы. В ходе заданий школьники знакомились с историей заселения татар с XIII по XX век. Например, узнали, что в XIV веке татары селились в районе Чудова монастыря в Кремле.
Локация «Восточная улица» рассказывала о выходцах из Средней Азии, заселивших районы Перово, Авиамоторная, Новогиреево. В этой же локации школьники узнали о герое киргизского эпоса Манасе Великодушном, памятник которому установлен в парке Дружбы.
Локация «Марьина роща» знакомила с объектами еврейской культуры. Первые еврейские купцы селились в Зарядье, потом география их заселения расширилась. В этой локации школьников ждало неожиданное задание – определить названия районов, где исторически жили евреи, на ощупь (прочитать руками).
Неподдельный интерес вызвала итоговая викторина из 18 вопросов. Ребята на протяжении всей игры не пользовались Интернетом, их ответы в викторине – полностью самостоятельные решения. Зато сразу после завершения квеста школьники поделились со своими родителями и друзьями новым знанием о Москве: как столица аккумулирует и отражает в своем облике многонациональность российского народа.
Вот некоторые вопросы, на которые ребята искали ответы (*их можно найти в конце статьи):
- Как назывался монастырь, на территории которого, по преданию, в XIV веке находилось целое татарское подворье?
- В каком районе Москвы поселились первые армяне?
- В каком районе селились первые евреи?
- Кем были представители еврейского народа, которые стали селиться в Москве?
- О каком городе поет Муслим Магомаев в песне «Лучший город Земли»?
Мероприятие было организовано студентами направления подготовки «Социально-культурное развитие мегаполиса» под руководством Евгении Климкович, доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права Университета Правительства Москвы, куратора проекта «Лаборатория квеста».
Своими впечатлениями о квесте поделились учителя и школьники.
Галина Гудкова, классный руководитель 9 класса школы №1415:
«Мы с удовольствием посещаем квесты Университета Правительства Москвы, у ребят остаются самые яркие впечатления после таких игр. Во-первых, это командная игра, а командный дух – это важный жизненный навык, который нужно развивать уже с ранних лет. Кроме того, в командах играли ребята из разных школ и классов. Это помогает активной социализации. В будущем школьники будут учиться в вузах, и им придется адаптироваться к новым условиям, учиться работать в группах с незнакомыми людьми».
Марина Микаилова, ученица 9 класса:
«Игра мне показалась очень увлекательной. Она была хорошей проверкой моих знаний, ведь многое из того, что я услышала, стало для меня открытием. Мне очень понравилось задание, где нужно было разгадывать ребус с улицами. Одну улицу я узнала быстро, а другие долго не могла отгадать. Еще мне понравилось задание с грузинским алфавитом. Я познакомилась с написанием букв на грузинском и узнала, что надпись на памятнике «Дружба навеки» Зураба Церетели гласит «Мир», «Труд», «Единство», «Братство».
Таисия Распопова, ученица 9 класса:
«Для меня, как представителя татарского народа, было приятно узнать, какой вклад внес мой народ в историю и развитие Москвы. Оказывается, много улиц имеют в своих названиях татарские слова, также я узнала, что татары начали жить в Москве на территории Замоскворечья в XIII веке. Я очень довольна организацией квеста».
Андрей Прохоров, ученик 9 класса:
«Задания были разного уровня сложности: были легкие вопросы, ответы на которые я знал заранее, а были такие, которые действительно тебя заставляют задуматься. Мне потребовалось время, чтобы влиться в игру и команду, но под конец я активизировался и внес большой вклад в общий результат».
Надежда Салыгина, ученица 9 класса:
«Мы с самого начала сплотились со своей командой и на протяжении игры решали все вместе. Мне очень понравилось, что вопросы были небанальные, что дало возможность еще больше расширить свой кругозор. Оказывается, в Москве, по данным переписи населения, проживают более 160 национальностей! Для меня эта новость стала приятным открытием».
*Ответы на викторину: 1. Чудов монастырь; 2. Китай-город; 3. Зарядье; 4. Купцами; 5. Москва.
Справка:
«Москва и москвичи, или Кто так строил?» – это интеллектуальный квест. Его содержание и тематика позволили в процессе игры не только пробудить у участников интерес к особенностям культуры народов, проживающих в Москве, но и сформировать мировоззренческие позиции и ценностные установки, адекватные задачам национальной политики.
Цель квеста – содействие сохранению и развитию культурного и духовного потенциала народов, проживающих в городе Москве; распространение идей духовной, культурно-исторической и цивилизационной общности российского народа; формирование гражданской, национальной и цивилизационной идентичности у подрастающего поколения.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы