16.07.2018
Обмен опытом: финалист конкурса «Лидеры России» обсудил с экспертами Правительства Москвы вопросы организации закупок
В Департаменте г. Москвы по конкурентной политике прошла встреча с финалистом конкурса «Лидеры России». Святослав Малиновский поделился опытом госкорпорации «Росатом» в организации и проведении закупок. А эксперты Правительства Москвы в свою очередь рассказали о том, как в столице развивают контрактную систему закупок товаров, работ и услуг. Такой формат встреч позволяет изучить нужный опыт, узнать, что сегодня на повестке дня у игроков рынка, обсудить прикладные вопросы и реальные кейсы, поделиться актуальными знаниями и опытом внедрения цифровых технологий.
Заместитель руководителя Департамента г. Москвы по конкурентной политике Александр Зинин рассказал о двух основных направлениях работы. Это проведение и регулирование закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также развитие конкурентной среды для инвесторов и поставщиков товаров, работ и услуг.
«Количество участников закупок у нас вдвое больше, чем по стране. При этом важно снизить до минимума торги с одним участником, развивать закупки у субъектов малого предпринимательства, своевременно выполнять обязательства города по контрактам (отмечу, что у нас нет необоснованных задолженностей по платежам). Наша задача — построить систему, с которой, с одной стороны, удобно работать, а с другой — она должна подталкивать к правильным действиям и решениям», — сказал участникам встречи Александр Зинин.
В свою очередь Святослав Малиновский поделился лучшими практиками «Росатома» в области автоматического контроля своевременности исполнения договора, показателей оценки эффективности закупок, построения единого отраслевого справочника продукции и др.
Отдельно участники встречи остановились на классификации и стандартизации закупаемых товаров, поскольку в этом вопросе все стремятся как можно лучше структурировать необходимые параметры и упростить заказчику техническое описание товара.
«У нас есть единый номенклатурный справочник, где используются шаблоны для описания номенклатуры. Например, насос может описываться 90 параметрами, из которых одним заказчикам важны 20 параметров, другим — 40, а некоторым — все 90. При проведении закупки необходимо в обязательном порядке указывать позицию из справочника. Если она отсутствует в справочнике, ее можно внести через администратора. Свойства продукции описываются в отдельных полях, что дает возможность сравнения, сопоставления с характеристиками изготовителей и стандартизации.
Для части номенклатуры используются профессиональные обсуждения — проекты требований организаций „Росатома“ вывешиваются на сайт и направляются в адрес участников рынка. Изготовитель может подтвердить возможность изготовления по заявленным требованиям или предложить свои характеристики. Таким образом достигается баланс между требованиями заказчика и возможностями рынка, что в конечном счете приводит к оптимизации закупочных цен.
Кроме того, в справочнике после заключения договора с поставщиком фиксируются цены, которые можно использовать при расчете начальной максимальной цены договора в последующих закупках как данной организацией, так и другими организациями атомной отрасли», — сказал Святослав Малиновский.
Александр Зинин отметил, что и они идут в том же направлении:
«У нас есть классификатор госзаказа. В нем описаны направления госзакупок, мы его используем для формирования трехлетнего плана закупок. Там 5800 позиций. Это именно направления. А с точки зрения плана-графика и дальнейшего формирования процедур контракта мы используем справочник предметов госзаказа. В нем порядка 100 тысяч позиций. Что мы не делаем намеренно — мы не пишем в каждой из этих позиций конкретные характеристики по алфавиту. Мы решаем другую задачу: делаем стандартизированные комплекты документации: выбираем наиболее востребованные предметы, которые нужны всем заказчикам, и предлагаем комплексное решение (готовим документацию, проект контракта, техзадание с позициями из справочника со структурированными характеристиками)».
В завершение встречи участники обсудили направления работы, по которым в дальнейшем можно взаимодействовать и сотрудничать — это автоматизация учета исполнения договорных обязательств и юридически значимый электронный документооборот с подрядчиками на принципах блокчейна.
Святослав Малиновский поделился впечатлениями от мероприятия:
«Мне очень понравилась встреча: сама беседа была очень динамичной, интересной, не было официоза. Приятно, что мы понимали друг друга практически с полуслова. Меня больше всего поразило то, как планируются закупки: например, наличие оцифрованной базы дворовых территорий, которая делает прозрачным и понятным формирование потребности, а также контроль исполнения заключенных договоров. Хотелось, чтобы на этом встречи не закончились, а были регулярными. Сейчас в „Росатоме“ мы работаем над проектом цифровизации процессов исполнения договора, я бы с удовольствием поделился с коллегами из департамента нашими результатами».
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы