УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


08.05.2019

Определены победители и призеры конкурса «Мегаполис XXI века — город для жизни»

В Университете Правительства Москвы подвели итоги III Конкурса исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений Москвы и Московской области «Мегаполис XXI века — город для жизни». Конкурс проводился в два этапа, участников отборочного (заочного) тура было более 300 человек, в очный (финальный) этап жюри рекомендовало 39 работ, победителями конкурса признаны 4 проекта, призерами стали 12 проектов.

25 апреля в МГУУ Правительства Москвы состоялся очный тур III Конкурса исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений Москвы и Московской области «Мегаполис ХХI века — город для жизни». Проведение конкурса стало доброй традицией Университета Правительства Москвы. Целью конкурса является развитие у молодежи интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научно-исследовательской и проектной деятельности в сфере управления городом.

С каждым годом увеличивается количество участников и качество представленных проектов. В 2017 году в конкурсе приняло участие 64 человека из 24 школ города Москвы, в 2018 году — 147 человек из 49 школ и колледжей, расположенных в городе Москве и трех городах Московской области. В 2019 году количество участников составило более 300 человек, они представляли 97 образовательных учреждений Москвы и 16 населенных пунктов Московской области.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 197 конкурс «Мегаполис XXI века — город для жизни» включен в перечень олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов на 2018/19 учебный год. Включение конкурса в перечень Министерства просвещения Российской Федерации означает, что победители и призеры очного этапа конкурса будут занесены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности. Реестр ведет Образовательный фонд «Талант и успех», на основании данного реестра формируется список претендентов на предоставление и выплату грантов Президента Российской Федерации.

Жюри конкурса ответственно подошло к рекомендации проектов на очный тур, в итоге на очный этап конкурса было рекомендовано 39 работ.

Жюри очного тура возглавил президент Университета Правительства Москвы Валерий Виноградов. Всего в жюри вошло 28 профессоров, доцентов и экспертов, в том числе: Алексей Александров — проректор по учебной и научной работе, заместитель председателя жюри конкурса; Ольга Горбулина — директор центра международных образовательных программ и европейского сотрудничества Управления международного сотрудничества; Сергей Рысин — заведующий отделом дендрологии ФГБУ «Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук»; Марина Погудаева — начальник учебного отдела Университета; Ольга Чернышева — начальник Управления развития государственного управления; Константин Вайсеро — заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и истории права.

Наибольший интерес у участников конкурса вызвали темы, связанные с культурным и историческим наследием столицы и управлением мегаполисом.

Работы финалистов были сгруппированы по секциям: 5–7-е классы, 8–9-е, 10-е классы, 11-е классы и колледжи. С приветственными словами к финалистам и гостям конкурса обратились председатели жюри секций: Валерий Виноградов — президент МГУУ Правительства Москвы, председатель жюри конкурса (секция 10-х классов); Алексей Александров — проректор по учебной и научной работе Университета (секция 11-х классов и колледжей); Татьяна Дидяева — начальник Учебно-методического отдела Университета (секция 8–9-х классов); Евгения Климкович — доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права МГУУ Правительства Москвы (секция 5–7-х классов).

На секции 5–7-х классов было представлено 13 из 14 рекомендованных на очный тур проектов. Финалисты представили работы на самые разные темы, но все они были о Москве и о том, как сделать город лучше, комфортнее, удобнее, безопаснее, доступнее и привлекательнее для жителей и гостей столицы. Конкурсанты, несмотря на их юный возраст, всерьез задумываются о том, как изменить отношение населения ко многим вопросам, и предложили собственные оригинальные решения.

Первое место в группе 5–7-х классов заняла работа учениц московской школы «Покровский квартал» Валерии Деденевой и Марии Сучок на тему "Создание квест-экскурсии «Семь чудес «Покровского квартала». Юных исследовательниц заинтересовал вопрос, как пробудить у сверстников интерес к изучению культуры города Москвы. Конкурсантки не просто представили идею решения проблемы, но и проект собственной разработки квест-экскурсии, а также результаты апробации проекта.

Ученики московской школы-интерната № 17 Галина Ксенофонтова, Иван Прус, Михаил Иванов, Егор Дорменев рассказали о развитии доступной среды на железнодорожных вокзалах для людей с ОВЗ. Ребята изучили историю и современное состояние всех московских железнодорожных вокзалов, проанализировали, насколько комфортна их среда для людей с ОВЗ: например, посмотрели, как заходят в вагоны инвалиды-колясочники. В итоге сформулировали возможные улучшения: увеличение количества парковочных мест, создание дополнительных пандусов и другие.

Кроме того, на секции было представлено несколько макетов парков; например, Мария Ильина из школы № 1811 «Восточное Измайлово» презентовала проект парка «Сиреневая долина». При подготовке проекта она поработала и архитектором, и ландшафтным дизайнером: создала рельеф парка, его здания, концепцию и эмблему.

К участию в очном туре конкурса среди 8–9-х классов было рекомендовано 10 работ. На секции были представлены проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры города Москвы, сохранением исторического наследия столицы. Жюри высоко оценило проект беспилотного транспортного средства на гусеничном ходу, выполненный ученицей школы № 1534 Ольгой Петровой. Школьница разработала мини-модель машины, которая поворачивается, газует и паркуется, ориентируясь по дорожным знакам. Ольга продемонстрировала работу машины в действии и дала рассмотреть ее членам жюри.

Ученик школы № 1538 Михаил Иванов представил проект портативных приборов-вертушек с POV-дисплеем для обеспечения безопасности детей при переходе дороги.

Жюри секции особо отметило, что участниками конкурса была проведена колоссальная исследовательская и аналитическая работа, а руководители проектов смогли стимулировать у учащихся творческое мышление и увлечь процессом глубокого исследования проблемы. При этом многие проекты отличались высокой сложностью выполненной работы, соответствующей уровню выпускников вузов.

На секции очного тура среди учащихся 10-х классов было представлено 5 из 6 рекомендованных в финал проектов, посвященных актуальным для города направлениям — экологическому волонтерству, проектированию многоэтажного паркинга для автомобилей, разработке мобильного приложения для безопасности пешеходов и учебно-познавательной тропы, утилизации растительных отходов.

Учащиеся школы № 939 Екатерина Мамян, Варвара Александрова и Анастасия Герасимова рассказали об экологическом волонтерстве в школе, поделились опытом проведения субботников, сборов макулатуры, батареек и помощи приютам.

Роман Карачаров из школы № 1571 обратил внимание на улучшение придомовой территории. Он представил модель многоярусной австостоянки во дворе дома.

Ученица школы № 2065 г. Московский Рипсиме Хачатрян разработала маршрут учебно-познавательной тропы «Ландшафты родного края», который поможет учащимся понять процессы и явления в экосистемах. Она подготовила экскурсионный материал для проведения учебных полевых работ на отдельных участках тропы, изучила редкие виды растений.

В секции 11-х классов и колледжей было представлено 9 работ.

Учащиеся Московского юридического колледжа Анастасия Зайцева и Ника Шаргалина представили жюри авторскую экскурсионную программу «История МВД в памятниках культуры Москвы».

Участница секции из 11-го класса школы № 1955 Алиса Акчурина представила свою серию социальных плакатов по цитатам русских литературных произведений. Жюри предложило Алисе сделать персональную выставку ее социальных плакатов в Университете Правительства Москвы.

Предложение о персональной выставке фоторабот поступило и финалистке конкурса Ирине Горбуновой, учащейся 11-го класса школы № 460. Ее работа «Город в объективе фотографа», хотя и не стала призером, но была особо отмечена жюри.

Члены жюри всех секций отметили глубокие знания школьников, грамотно проработанные задачи и большую заинтересованность в улучшении жизни столицы.

После подведения итогов конкурса победителям и призерам торжественно вручили соответствующие дипломы. Все финалисты были отмечены сертификатами участника конкурса и получили памятные подарки от Университета Правительства Москвы.

Алексей Александров, проректор по учебной и научной работе МГУУ Правительства Москвы, поблагодарил коллег из Университета, школьников, их преподавателей и родителей:

«За годы работы я не помню такой увлеченности и коллег, и ребят. Мы увидели потрясающий диапазон тем, причем все они очень интересные, поэтому жюри сложно было выбрать победителей. Первое впечатление от работ — яркая и актуальная проблематика, второе — хорошая проработка тем, увлеченность ребят. Этот день важен как для участников, так и для жюри. Мы все волновались, словно защищали диссертации».

Он дал несколько советов школьникам: «Когда вы делаете первые шаги, может создаться иллюзия того, что вы нашли ответ. Но не останавливайтесь, идите дальше по этому пути. По мере того, как вы будете больше узнавать, у вас больше будет вопросов и больше неожиданных ответов. Вместе с вами мы сделаем город лучше!»

По итогам очного тура конкурса авторы 4 работ признаны победителями, 12 работ — призерами, из них дипломами второй степени удостоены авторы 5 работ, третьей степени — авторы 7 работ. Положение о конкурсе допускало коллективную работу над проектами, поэтому общее количество победителей и призеров очного этапа конкурса составило 26 человек.

Критерии, которыми руководствовалось жюри при оценке выступлений финалистов:

  • умение представить устный доклад, ответить на вопросы;
  • глубина, ясность, последовательность изложения, наличие выводов;
  • оригинальность, новизна и актуальность работы;
  • умение работать с источниками и литературой;
  • обоснование социальной и экономической эффективности работы;
  • значимость рассматриваемых вопросов для города Москвы;
  • наличие в работе конкретных примеров из практики управления городом.

Победители и призеры финального тура конкурса «Мегаполис XXI века — город для жизни»

Отзывы участников

Ольга Петрова школа № 1534, победитель в группе 8–9-х классов:

Я была уже на 12 конференциях в этом году и на многих конкурсах. В МГУУ Правительства Москвы организация на высоте! Я представляла проект «Беспилотное транспортное средство», над которым работаю с лета прошлого года. Мне кажется, беспилотник в городе — это актуальная тема. Хочу дальше развивать свой проект и, возможно, создать систему беспилотного каршеринга.

На конкурсе в основном проекты нетехнической направленности, например, по экономике. Я в этом мало разбираюсь, но, несмотря на это, мне было понятно и интересно. А еще Университет находится в очень светлом и современном здании, сразу захотелось прийти сюда учиться!

Валерия Деденева и Мария Сучок, школа № 2095 «Покровский квартал», победители среди 5–7-х классов:

До сих пор не верится, что мы победили! Ведь все работы были очень сильные и конкуренция большая.

Мы составили квест-экскурсию. Ее цель — познакомить школьников с историей, но так, чтобы это не было скучно. По нашим наблюдениям, классические экскурсии в краеведческий музей школьниками воспринимаются плохо. Поэтому мы решили создать такую интерактивную экскурсию. Мы любим квесты и изучаем также историю района — вот и решили совместить. Участники нашего квеста сами должны найти достопримечательности, а мы уже будем про них рассказывать.

Конкурс понравился тем, что мы сами узнали много интересного. На многих проектных сессиях слушать устаешь, а здесь нас захватывал каждый проект. А сам Университет запомнится надолго своим красивым зданием и хорошими людьми!

В 2019/20 учебном году Университет Правительства Москвы планирует организовать и провести уже IV Конкурс «Мегаполис XXI века — город для жизни». Мы приглашаем творческих, неординарных, активных школьников и учащихся колледжей города Москвы и Московской области принять в нем участие!



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы