14.04.2021
Отказ от очного формата и геймификация учебы: что ждать от цифровой трансформации образования
Пандемия резко ускорила перевод рабочих и учебных процессов в онлайн-формат. По данным исследований, 96% преподавателей переходили в онлайн в экстренном режиме, а 60% никогда не обучали через монитор. Как курс на цифровизацию скажется на образовании? Станут ли университеты отказываться от очного формата и переводить все курсы в интернет или будут искать золотую середину между офлайн- и онлайн-обучением? Об этом рассказывает профессор МГУУ Ирина Гладилина в статье для журнала «Вестник Университета Правительства Москвы». Публикуем статью в сокращенном виде.
О стремительной цифровизации
На заседании Общественного совета при Минобрнауки России ректоры и рабочие группы университетов представили доклад «Уроки „Стресс-теста“: вузы в условиях пандемии и после нее», посвященный оценке влияния COVID-19 на систему высшего образования. По мнению докладчиков, в период самоизоляции система высшего образования в целом справилась с переходом на дистанционный формат, но выявилась потребность в новой модели обучения, повышении гибкости образовательных процессов, внедрении цифровой инфраструктуры в учебных заведениях. Недостаточно высокий уровень цифровых компетенций и предпочтение традиционного формата отмечены в работе преподавательского состава вузов в период самоизоляции. Это легко объяснить: до пандемии более 60% преподавателей ни разу не проводили занятия в онлайн-режиме. Почти всем (96%) пришлось перейти на онлайн-формат работы в экстренном порядке, без специальной подготовки. Однако за время работы на дистанте выросло число преподавателей (до 70%), которые признают значимость цифровых разработок для повышения качества и уровня доступности образовательного процесса.
О новых формах образования
Период пандемии был отмечен широким распространением онлайн-обучения. Но, как отметили исследователи компании «Нетология Групп», в действительности трудно провести четкую границу между онлайн- и офлайн-форматами. Еще в 2015 г. 42% профессионалов из сферы высшего образования США, участвовавших в опросе для исследования Babson Survey Research Group, оценили смешанное обучение как «более многообещающее, чем исключительно дистанционное». По итогам 2016 г. высокопопулярным оказалось обучение, выстроенное на симуляции реальных процессов и игровой адаптации к рабочим задачам. В тот же период распространилась идея непрерывного обучения (англ. ongoing learning, life-long learning). В 2019 г. рынок онлайн-образования увеличился до 4% от всей мировой индустрии образования, и пандемия только ускорила темпы роста. По расчетам «Яндекса», в России доля онлайн-образования составляет 0,5%. К числу глобальных трендов относятся микрообучение, мобильное обучение и практики кросс-обучения (англ. peer-to-peеr learning). Аналитики EdMarket.Digital выделяют четыре основные группы востребованных сегодня образовательных онлайн-проектов:
- обучающие сервисы и платформы различных типов;
- доставка контента и управление образовательной средой (англ. learning environment);
- создание образовательных инструментов (технологии прокторинга и др.);
- разработка инновационных методик и образовательных технологий в педагогике и андрогогике.
Современные технологии обучения
В начале 2020 г. аналитики LinkedIn опросили 1674 специалиста в области развития и обучения персонала, 2000 учащихся и 2932 менеджера, ответственных за внедрение образовательных технологий. Результаты этого исследования позволяют назвать приоритетным развитие:
- лидерских и управленческих качеств;
- креативности и дизайн-мышления;
- коммуникативных навыков.
Вне зависимости от формата обучения около 80% опрошенных студентов отдают предпочтение персонализированному обучению на основе их собственных карьерных целей и анализа недостающих навыков. Около 67% респондентов, рожденных после 2003 г. (поколение Z), и практически половина опрошенных из других возрастных групп (миллениалы, поколение X, беби-бумеры) заинтересованы в обучении, базирующемся на коллаборации и социальном взаимодействии.
Онлайн-обучение, по мнению специалистов и менеджеров, в ближайшие пять лет будет основано на следующих технологиях:
- искусственный интеллект и машинное обучение в области персонализации обучения;
- дополненная и виртуальная реальности;
- социальное обучение;
- геймификация;
- стриминговое видео;
- чат-боты.
Примерно 38% экспертов отметили, что увеличение эффективности обучения является одной из стратегических задач развития образования наряду с повышением вовлеченности обучающихся и предоставлением им возможности самостоятельного обучения с помощью сетевых технологий. Расширение мобильных возможностей означает и расширение списка требований к обучающим продуктам в образовательной сфере.
Новые технологии обучения в каждом из форматов — онлайн, офлайн, смешанный тип — нацелены на формирование и целенаправленное развитие метакогниций и метанавыков. Специалисты Корпоративного университета Сбербанка отмечают, что тема развития метанавыков (фундаментальных умений) приобрела сегодня особую актуальность. Проблемы организации распределенной работы, работы с дистанционными сотрудниками и дистанционными командами заставили общество по-новому оценить готовность и сотрудников, и руководителей находить и принимать нестандартные решения, определять приоритетность возникающих задач, выстраивать коммуникацию. Непредсказуемые перемены задали новые критерии профессионализма специалистов, востребованных на рынке труда, и «сместили акцент с профессиональных навыков на умение организации и сотрудников выстроить свою деятельность в новых условиях, избегая снижения показателей эффективности». В. А. Заболотная, ректор Корпоративного университета Сбербанка, рассматривает метанавыки как базовые компетенции, позволяющие в дальнейшем эффективно формировать профессиональные навыки.
Будущее очного образования
Основная задача вузов на сегодня, по мнению Е. И. Казаковой, директора института педагогики СПбГУ, — как можно скорее подготовиться к перестройке системы преподавания, органично включить в нее онлайн-сферу, поскольку от нашей способности адаптироваться к происходящей сегодня цифровизации зависит благополучие общества. Кроме того, важно, чтобы обучаемый, совершенствуя профессиональные компетенции, параллельно мог развивать свои метанавыки — умение выстраивать работу в команде, планировать время и расставлять приоритеты.
Исследователи компании «Нетология Групп» отмечают, что в онлайн-образовании возрастает значимость преподавателя как носителя знаний, эксперта, мотиватора, тьютора. Искусственный интеллект, по мнению аналитиков McKinsey & Company, вряд ли вытеснит профессию преподавателя в обозримом будущем, так как существует ряд задач, которые могут быть выполнены только человеком, но не технологией. Среди них — мотивация обучающихся, формирование благоприятного психологического климата в учебной группе, разрешение конфликтов, наставничество и коучинг. Вместе с тем, согласно исследованию, применение искусственного интеллекта позволит преподавателям оптимизировать временные затраты, например, почти на 30% увеличить взаимодействие с обучающимися за счет автоматизации рутинной работы.
Анализ научной литературы, открытых интернет-источников показывает, что термин «обучение в онлайн-режиме» используется, если речь идет об исключении очного взаимодействия с преподавателем, что может привести к неверным выводам и изменению понятийного аппарата. На наш взгляд, некорректно применять понятие «онлайн-обучение» и для программ очной формы обучения, переведенных в онлайн-формат (что мы наблюдаем сегодня). Без предварительной подготовки к такому переходу, без достаточно проработанной методической поддержки невозможно судить об уровне эффективности образовательного процесса в онлайн-формате, о качестве сформированных компетенций. Какой бы ни была форма обучения — онлайн, офлайн или их комбинация, образовательный процесс должен быть хорошо распланирован, иметь основательную методическую базу, четкую структуру методических, учебных и контрольных материалов, способствующих получению требуемых результатов.
Полную версию статьи читайте в журнале.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы