БЛАГОТВОРИТЕЛЬ В ИДЕАЛЕ.
НА 70 ПРОЦЕНТОВ.
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялись дебаты лидеров некоммерческих организаций и бизнес-экспертов на тему «Сострадание или жесткий менеджмент в управлении НКО: что выбрать?».
Дискуссия проводилась вместе с Днем открытой оценки участников конкурса, который начался в МГУУ правительства Москвы тем же утром. Экспертное жюри выбрало связных государства с некоммерческими организациями — людей, которым предстоит реализовывать программы поддержки НКО, благотворительных фондов и общественных объединений. А на дебатах представители профессионального сообщества обменялись мнениями относительно того, какими качествами должны обладать руководители некоммерческих организаций и сотрудники ресурсных центров поддержки.
Модератором стала председатель Комитета общественных связей Александра Александрова. Она предложила определиться, каков же идеальный руководитель благотворительной организации — это жесткий менеджер или душевный и сострадающий человек? В ходе дебатов были выявлены плюсы и минусы позиций жестких управленцев и эмоционально сопричастных руководителей.
«Мы выдаем субсидии некоммерческим организациям, стараемся всячески поддерживать их инициативы, — сказала Александра Александрова. — Однако хочется видеть больший прогресс в деятельности НКО, главным ресурсом которых являются люди. Поэтому правительство сделало проект «Таланты для добрых дел». Мы ищем лучших специалистов некоммерческого сектора, чтобы деятельность общественных организаций стала еще эффективнее».
Исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская поддержала «Концепцию сострадания»: «Мы решаем систематические проблемы, развивая социальный сектор, находя новых людей, новые задачи, возможности для самореализации». За приоритет сострадания выступил президент благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Соединение» Дмитрий Поликанов. Он определил задачи менеджмента НКО как «деятельное сострадание»: «При работе с людьми, которым нужна помощь, сострадание является одной из главных мотиваций. Мы обычно приравниваем сострадание к жалости. Но просто жалеть и плакать недостаточно. Я — за деятельное сострадание. Любые эмоции — это мощная мотивация».
Актриса и телеведущая Яна Поплавская, директор Фонда помощи женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, назвала сострадание отправной точкой: «Если вы не сострадаете и не испытываете чувства эмпатии к чужим бедам, у вас не получится ничего. Но теперь у меня есть и человек, который профессионально занимается менеджментом и говорит, что конкретно нужно для решения проблемы. Люди, идущие работать в НКО, знают, на что идут. Стартап для любого фонда — это тяжелейшее время, особенно для НКО, и здесь важна работа заместителей. Нужен человек, исповедующий то же, что и ты. Если человек думает о деньгах, ему не следует идти в НКО. Только готовность реализовывать идеи на безвозмездных началах может привести к хорошим результатам».
Генеральный директор Фонда Тимченко Мария Морозова, напротив, считает, что представители некоммерческого сектора не должны говорить только о сострадании: «С одной стороны, НКО — это работа для людей, а с другой — при помощи людей. Наряду с работой с уязвимыми людьми существует множество организаций, основывающих свою работу на вере в возможности людей, их таланты и творческие способности. Любой менеджмент, ставящий перед собой задачу решения проблем, должен учитывать специфику организации и тему, с которой он работает». Исполнительный директор Фонда «Созидание» Елена Захарова считает, что люди, работающие в некоммерческих организациях движимы желанием изменить жизнь к лучшему, а лидер некоммерческой организации должен быть прежде всего идеологом и свято верить, мотивировать, вовлекать и заинтересовывать людей.
Речь на дебатах шла и о том, какие инструменты следует использовать, чтобы эффективно и результативно выстраивать работу. Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева полагает, что для максимального результата работы НКО необходимы определенные правила и процедуры, при этом команда должна быть объединена системой ценностей.
Участникам дискуссии было предложено решить конкретные «кейсы», найти решения сложных вопросов — например, что делать, если средства есть только на помощь 100 детям, а на 101-го денег уже не хватает, стоит ли давать грант благотворительной организации, у которой проблемы с финансовой отчетностью. Полностью разобравшись в ситуации и выбрав наиболее подходящий вариант решения, эксперты сошлись во мнении, что все трудности можно преодолеть за счет грамотного управления и привлечения лучших специалистов рынка труда. По итогам дебатов всем слушателям было предложено проголосовать за то, что важнее в деятельности НКО: сострадание или эффективный менеджмент. Абсолютное большинство участников обсуждения (69%) выбрали второй вариант.
Автор: Юлия Смагринская
Источник