23.11.2015
Представитель Минфина Германии рассказал о бюджетной политике ФРГ
Как принимается бюджет ФРГ, кто контролирует его исполнение и как проходят внутренние ревизии? Руководитель отдела бюджетной и кадровой политики Министерства финансов Германии Ханс-Йорг Шэпер провел в МГУУ Правительства Москвы мастер-класс.
Актуальность мастер-класса подчеркнул Евгений Данчиков, начальник Главного контрольного управления города Москвы: «Нам и студентам магистерской программы „Контроль и аудит в финансово-бюджетной сфере“ интересно узнать, как устроена система финансового контроля в Германии. Уверен, всем будет полезно услышать об опыте немецких коллег и всех нововведениях, которые они внедряют».
В Германии существуют три уровня бюджетов: федерального центра, федеральных земель и муниципалитетов, имеющих свой автономный бюджет. «Раньше органы муниципалитета сами составляли свои бюджеты, и все они сливались в единый бюджет страны, — говорит Ханс-Йорг Шэпер. — Выяснилось, что этот метод не идеальный, так как затрачивается много времени на согласование расходов. Минфин изменил эту систему и теперь сам предписывает, в каких рамках будет составлен бюджет субъектов. Диапазон расходов по каждой статье теперь спускается федеральным землям сверху. Однако как именно сформировать бюджет, решается на уровне местных администраций. Закон вступит в силу с 2016 г.».
Кроме федерального Министерства финансов, министры финансов земель отчитываются об исполнении бюджета перед наднациональными органами Евросоюза. Кстати, недавно федеральным землям запретили брать кредиты у государства. Исключение составляют лишь внештатные ситуации, такие как стихийные бедствия. Но и здесь установлен верхний порог: не более 10 млрд евро.
В целом бюджет страны формируется на заседании финансового совета по стабильности. Законопроект затем вносится в парламент, и бюджетный комитет Бундестага принимает решения. На так называемом очищающем совещании происходит последняя «шлифовка» закона о федеральном бюджете. Почти 50 % всех расходов обычно направляются на социальную поддержку населения.
Вопросами контроля за исполнением бюджета занимается, как и в России, федеральная Счетная палата. Она совершенно суверенна, и самостоятельно выбирает те статьи бюджета, которые будет проверять. По окончании проверки Счетная палата составляет отчет, который рассматривает специальный комитет парламента.
На вопрос есть ли в Германии общественный контроль за исполнением бюджета, Ханс-Йорг Шэпер ответил, что любые немецкие СМИ сразу пишут о нецелевом использовании бюджета — это и есть общественный контроль. Также существует «Союз налогоплательщиков»: он независимо от государственных институтов контролирует исполнение бюджета на общественных началах, и ведет даже так называемую черную книгу нецелевых бюджетных расходов. «Хочу заметить, что закон о федеральном бюджете опубликован на сайте Минфина, и его может прочитать любой гражданин. Однако это очень сложный текст. Хотелось бы иметь в общем доступе описание расходов бюджета страны, изложенное простым и понятным языком. Тогда Правительство Германии стало бы еще более открытым», отметил господин Шэпер.
Мастер-класс стал еще одним шагом на пути к более тесному международному сотрудничеству и обмену опытом. Как сказал сам Ханс-Йорг Шэпер, всегда интересно узнать, что происходит в других странах, и учиться лучше не на своих, а на чужих ошибках.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы