Университет
Правительства
Москвы


13.11.2017

Систему государственных закупок обсудили представители бизнеса и власти в Университете Правительства Москвы

Международная научно-практическая конференция «Государство и бизнес: управление и диалог в государственных закупках» прошла в Университете Правительства Москвы. Участники обсудили вопросы правового регулирования в области госзакупок, наиболее эффективные способы контроля этого процесса, а также инструменты подготовки управленческих кадров для работы в данной области.

Открыл конференцию исполнительный директор IBLF Global Брук Горовиц:

«Мы хотим, чтобы это мероприятие стало диалогом между органами власти и вами — представителями бизнеса, людьми, которые принимают участие в госзакупках. Правительство Москвы очень много инвестирует в улучшение системы госзакупок, меняется законодательство. Важно, чтобы вы знали об этих изменениях и делились с нами мыслями о том, как это отразится на работе».

Как отметила директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ Татьяна Демидова, в 2017 году произошло немало перемен в законодательстве в этой области. По ее словам, поправки еще требуют доработки, однако в них красной нитью проходит поддержка субъектов малого предпринимательства.

«Унитарные предприятия были переведены под действие норм 44-го закона. Также был установлен общий срок для оплаты товаров в случае подписания акта приемки выполненных работ: 30 дней по госзаказу, а для субъектов малого предпринимательства — 15 дней», — рассказала Татьяна Демидова.

Немало проблем, с которыми сталкиваются на этом пути предприниматели, обозначила вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова.

Она отметила, что согласно опросу, который Торгово-промышленная палата проводит каждые полгода во всех регионах страны, предприниматели оценили госзакупки как самую коррупционную сферу.

«То, что закупается, иногда просто не поддается здравому смыслу. Зачастую сами задания пишутся под конкретных производителей, с которыми уже есть неформальная договоренность, — рассказала Елена Дыбова. — С помощью одного из наших проектов мы выяснили, что местные производители никак не могут попасть в сферу поставок продуктов питания. Оказалось, что все закупки идут через аффилированные структуры. Решить этот вопрос нам помог только ввод обязательной экспертизы: ряд поставщиков с некачественной продукцией сами ушли с рынка, и удалось задействовать местных производителей.

Она также отметила, что очень большой проблемой для бизнеса является демпинг. Уже сложился целый пул компаний, которые сбивают рынок.

Следующим выступил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев. Он рассказал об инструментах, которые используются в системе закупок в Москве.

«Мне кажется, что не все вопросы требуют жесткого законодательного регулирования, многие из них можно решать путем доступности и стандартизации. У нас за счет созданных инструментов, специальных сайтов эта задача облегчается, через них можно взаимодействовать не с московскими чиновниками, а со структурами, в которых есть возможность диалога. Вся цифровая сфера как раз направлена на создание пространства доверия между заказчиком и поставщиком», —отметил Геннадий Дегтев.

Конечно, подобные процедуры не могут обойтись без серьезного контроля. О том, как он осуществляется, рассказал начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков:

«У нас разработана система блокирующего и уведомительного контроля. Ни одна закупка не может быть размещена, если под нее нет денег. Заключение контракта по несостоявшимся торгам может происходить только после согласования с контрольным органом, все это в автоматическом режиме. Обязательно проведение экспертизы с начальным цензом выше 10 миллионов», — отметил он.

Но сколько бы ни менялось законодательство и ни совершенствовалась система закупок, важнейшим фактором останутся люди, трудящиеся в этой сфере. О кадровых технологиях в сфере закупок рассказал ректор Университета Правительства Москвы Василий Фивейский:

«В процессе работы с кадрами мы пришли к нескольким основным принципам. В первую очередь, нам нужны не просто профессионалы высокого класса, а люди с очень высоким уровнем правосознания. Поэтому, чтобы получить право заниматься госзакупками, все сотрудники проходят проверку на полиграфе и тестирование в Центре оценки. Второй важный момент — это правильная мотивация. Невозможно бесконечно ужесточать систему и повышать требования, не создавая систему положительной мотивации. Поэтому Правительство Москвы оценивает качество работы сотрудников в сфере закупок и выделяет специальные средства из отдельного фонда для тех, кто хорошо выполняет свои обязанности».

По словам организаторов конференции, подобный диалог между органами власти и представителями бизнеса необходим для дальнейшего развития сферы закупок.

«Малому бизнесу непросто выживать в сегодняшних сложных экономических условиях. Государство делает все, чтобы его поддержать. А подобные мероприятия помогают найти правильный вектор», — прокомментировал заместитель заведующего кафедрой управления государственными и муниципальными закупками Университета Правительства Москвы Николай Акимов.

Он также подчеркнул, что увеличение объема собственных финансовых средств, прозрачный доступ к кредитным ресурсам, стабильная экономическая ситуация являются необходимыми факторами роста и расширения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

«По данным международных организаций, общий объем дефицита средств для финансирования МСП в развивающихся экономиках составляет более 1,2 трлн долларов, — сообщил спикер. — В связи с этим рынок государственных и корпоративных закупок в России является действенным средством стимулирования экономической активности среди субъектов малого и среднего предпринимательства. В Москве созданы инструменты повышения доступа МСП к участию в закупках, в том числе консультационные ресурсы, цифровые решения, а также финансовая и гарантийная поддержка предпринимателей».



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы