Историю многонационального города спрятали в ребусы. Технологии, по которым студенческая «Лаборатория квестов» Университета Правительства Москвы проводит квесты для школьников, шлифуются от мероприятия к мероприятию. Не выходя из университетской аудитории, 46 старшеклассников совершили виртуальное путешествие по улицам Москвы.
Столица одна на всех
Виртуальная прогулка — это интеллектуальный квест «Москва и москвичи, или Кто так строил?». (К слову, на мастер-классах, проводимых вузом, об этом и других квестах рассказывают как о вариантах проведения межнациональных праздников, к примеру, в масштабах района.) Подростки рассаживались за столами и не сдерживали фантазию, предлагая названия команд. Одни выбрали невинное «Ромашки», другие вспомнили модную певицу и дали своей группе имя «Бузова», также появились команды «Изумруд», «Чечня» и др. Веселым ребятам было невдомек, что, поиграв, они приблизятся к заложенной взрослыми организаторами серьезной цели — содействие сохранению и развитию культурного и духовного потенциала народов, проживающих в столице, распространение идей культурно-исторической общности россиян и формирование национальной идентичности. Проще говоря, укрепят любовь к тому городу, где живут.
Школьники должны были посетить тематические локации и пополнить багаж знаний о вкладе разных народов (а их в Москве проживает более 160) в формирование облика столицы. Многим из них город обязан появлением красивых зданий, памятников и названием улиц. Тема для школьников оказалась новой. Вопросы сыпались один за другим. А так как всем хотелось перейти на новую конкурсную точку, значительно увеличив количество баллов в маршрутном листе, старшеклассники устраивали нешуточные мозговые штурмы.
Отгадки на ощупь
«Лабораторию квестов» отличает небанальный подход к проведению культурно-просветительских мероприятий. Мало придумать содержание задания, не менее важна его подача. Интеллектуальный квест «Москва и москвичи, или Кто так строил?» — это не викторина и карточки с вопросами, а активная, хоть и настольная, игра.
На конкурсной точке под названием «Большая Ордынка» ребус связан с древними татарскими поселениями. Почему же гроздьями висят воздушные шары? Потому что их надувные бока тоже задействованы в задании, раскрывающем роль татар в строительстве Москвы. Много названий московских улиц и переулков пришло из татарского языка, их и зашифровали. Кроме того, школьники познакомились с историей заселения татар в Москве с XIII по XX в.. Например, они узнали, что в XIV в. татары селились в районе Чудова монастыря в Кремле.
Игроков на локации «Армянский переулок» снабдили нарисованными компьютерными клавиатурами. Этого подобия техники вполне достаточно для угадывания, когда и в какой район заселились первые армяне. В подсказку превратилась карта Китай-города. А при поиске ответа на вопрос, почему усадьба, где располагается армянское посольство, называется Лазаревской, школьникам стало известно о владельце усадьбы Лазаре Назаровиче Лазаряне.
Местоположение первых азербайджанцев отгадывали на точке «Улица 26 бакинских комиссаров». Шифр организаторы запрятали в схему столичного метрополитена. Для других заданий в дело пошел даже нотный стан!
«Буква, которая находится над памятником «Рабочий и колхозница» — такими словами начинался необычный сканворд на локации «Восточная улица» о выходцах из Средней Азии.
Локация «Марьина Роща» знакомила с объектами еврейской культуры. Первые еврейские купцы селились в Зарядье, потом география их заселения расширилась. Насколько расширилась, школьникам предстояло прочитать… на ощупь — их руки покрывал большой пестрый платок, скрывающий ответы.
Несмотря на получение новых сведений об истории современных московских районов, самым интересным было знакомство с творениями людей, представляющих культуру различных народов. Это азербайджанец Муслим Магомаев, чьи песни любят все вокруг. Или грузин Зураб Церетели, создавший один из самых высоких в России памятников — Петру Первому. А идею другого его монумента спрятали в задание по расшифровке названия памятника-колонны на Тишинской площади, сложенного из букв грузинского и русского алфавитов.
Монумент З. Церетели «Дружба навеки» — не единственный в квесте памятник-задание. Культурное наследие Москвы пополнил дар Киргизии — памятник Манасу Великодушному, он установлен в парке Дружбы в Левобережном районе.
Погружение в тему
«Лаборатория квестов» сперва радовала играми собственный вуз. Потом, накопив багаж беспроигрышных идей, начали приглашать гостей и, наоборот, ездить с квестами по городу. Так, новый виток развития лаборатории привел студенческую молодежь в «Есенин-центр» — скоро там состоится новогодний бал с интерактивными технологиями. Хороший опыт командной работы студенты накопили в общении с теми, кто выбрал проект стажировок в столичном правительстве: для стажеров они проводили мероприятия по сплочению коллектива.
Им под силу даже игра на 200 человек! Взять хотя бы недавних «Городских супергероев» — квест с театрализованными элементами о людях, которые управляют городом и заботятся о горожанах.
Подготовка студентами любого квеста — это расширение их собственного кругозора.
«Все, что происходит, разработано ребятами, — подтверждает куратор проекта «Лаборатория квестов» Евгения Климкович. — Мы задаем им основное направление, и дальше они собирают материал, изучают его и придумывают, как преподнести тему другим. Такое глубокое погружение в тему не даст ни одна экскурсия. Студенты посещают те места города, куда бы раньше не подумали пойти. С каждым реализованным мероприятием они все больше узнают о родном городе, причем как о его культуре и истории, так и о том, что сегодня делается для более безопасной и комфортной жизни москвичей».
Источник