26.11.2019
Зеленая экономика умного города — что мы ждем от будущего
Что входит в новую парадигму развития зеленой экономики для умного города? Как столица становится одним из самых зеленых городов? Какие перемены ждут цифровую Москву будущего и какие инновации в тренде сейчас? Эксперты и ученые, представители органов власти и бизнеса из разных стран мира: Японии, Финляндии, Австралии, Германии и других — встретились в Университете Правительства Москвы, чтобы обсудить эти вопросы на III Международной научно-практической конференции «Современный мегаполис: зеленая экономика умного города».
Переход к экономике с низкими выбросами углеродных соединений, ориентированной на экологию, на замкнутый цикл производства, когда использованные продукты не утилизируют, а перерабатывают, — общемировой тренд. Создание умного устойчивого города с зеленой экономикой — это синтез и сбалансированное развитие трех сфер: экономической, социальной и экологической. «Переход к зеленой экономике — процесс многоэтапный и сложный, и его сложно осуществлять в одиночку, поэтому площадки по обмену опытом и эффективными наработками среди профессионалов очень важны. Университет Правительства Москвы стал таким пространством, где ведущие эксперты обсуждают вопросы экологии устойчивого развития городов», — говорит ректор Университета Правительства Москвы Василий Фивейский.
Какие изменения нужны экономике мира в условиях глобальных экологических угроз? Повышение энергоэффективности и внедрение возобновляемых источников энергии — отвечают эксперты конференции.
Зарубежный опыт
«Экологические изменения становятся одним из самых важных фокусов современной промышленности и городского управления. Обсуждение с представителями разных стран эффективного и безопасного для планеты использования ресурсов помогает нам увидеть разные черты экономики и понять, в каком направлении развиваться дальше», — говорит руководитель филиала Фонда Ханнса Зайделя в Москве Ян Дрезель.
Частые землетрясения и тайфуны, активный рост предприятий после Второй Мировой войны, загрязнение водоемов, высокий уровень радиации и постоянный смог в крупных городах — к 70-м годам XX века Япония подошла на грани экологической катастрофы. Власти страны активно решают эти проблемы — считает директор АНО «Японский центр по развитию торгово-экономических связей» Хамано Митихиро. Правительство Японии внедряет очистительные сооружения водоемов, устанавливает большие штрафы и налоги на выбросы предприятий — бизнесу становится выгоднее покупать очистительные механизмы, а также перерабатывать большую часть мусора для вторичного использования. После 2000 года в стране начал развиваться экотуризм.
«Экологический туризм помогает сохранять природу и историческое наследие. Мы развиваем это направление с помощью бизнеса — для туристических проектов в исторических местностях работают системы государственной поддержки: например, выделяются субсидии для строительства лесных домиков. Но для экотуризма не обязательно подключать предпринимателей. Популярен сельский туризм, когда путешественник останавливается не в гостинице, а в обычном деревенском домике: знакомится с бытом и культурой семьи, может даже помочь в хозяйстве и очистке территории, — рассказывает руководитель региона Сага Академии архитектуры Японии Нобуо Мисима. — Основной акцент экотуризма Японии — путешествие для сохранения природы, для более острого восприятия окружающего мира и особенностей культуры».
В Австралии другие проблемы — нехватка воды. В год здесь выпадает меньше осадков, чем в Африке. Поэтому у австралийских инженеров есть чему поучиться в технических решениях для экономии воды. О них рассказала профессор Инженерно-архитектурного и IT-факультета Университета Квинсленда Паола Мария Лирдини. «Мы проводим анализ потребностей жителей и рассматриваем все возможности проведения воды. Например, если в парке мало тени и слишком жарко — проведем в нем ручей или речку, чтобы понизить там температуру». Эксперт показала примеры восстановления водоемов в Австралии. Так, в ливневые канализации городских рек устанавливают металлические сети для сбора мусора. Конструкции выдерживают тонны нагрузки, не пропуская отходы в воду.
А что в Москве?
Москва становится smart-городом. Городские сервисы объединяют жителей, власть и бизнес. В результате формируется умная среда, которая делает столицу комфортнее, удобнее и безопаснее. «Информационные технологии — это не просто гаджеты в ваших руках. Цифра сейчас пронизывает все сферы городской жизни, — говорит заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Александр Горбатько. — Более 2/3 населения столицы, около шести миллионов человек, ежедневно пользуются электронными сервисами. На портале mos.ru сейчас доступно более 330 электронных услуг и сервисов. Там уже зарегистрировано 8,2 миллиона личных кабинетов физических лиц и более 41 тысячи организаций».
Технологичные изменения проникают и в сферу транспорта. Одними из самых важных проектов на пути к зеленой экономике умного города Александр Горбатько считает масштабное строительство московского метро, развитие каршеринга и велопроката. Среди новшеств:
- Скоро в автомобилях может появиться экран, транслирующий ситуацию на дороге с камер предыдущего автомобиля. Это поможет избежать аварий, особенно если впереди едет большая машина или автобус, закрывающие обзор водителю.
- На пешеходных переходах благодаря технологии 5G будет меньше чрезвычайных ситуаций. Машины будут связаны с мобильными телефонами пешеходов. При угрозе столкновения водитель услышит громкий сигнал.
Основа умного устойчивого мегаполиса — умные жители, которые сами участвуют в управлении городом. Как этот тренд развивает столичное правительство, рассказал Василий Фивейский: «Что делает Университет Правительства Москвы, чтобы развивать наш город как устойчивый? Мы создаем систему непрерывного образования как госслужащих, так и жителей города. Университет обучает школьников: проводит для них интеллектуальные квесты, мастер-классы и конкурсы. Затем студентов: тех, что учатся в вузе или проходят стажировку в Правительстве Москвы. И работает с действующими госслужащими: для них действуют курсы повышения квалификации, проходят тренинги и тимбилдинги. Мы обучаем и жителей предпенсионного возраста в проекте „Серебряный университет“. В год в МГУУ обучается более 50 тысяч госслужащих».
Участвовать в управлении городом жителям помогают электронные сервисы. На портале «Активный гражданин» москвичи голосуют за конкретные проекты, на платформе краудсорсинга сами предлагают идеи, а на портале «Наш город» жители выступают в качестве контролеров: подают заявки с конкретной проблемой, которую сити-менеджеры решают максимум за восемь дней. 80% вопросов на портале посвящено благоустройству. Об этом рассказал заместитель руководителя Департамента капитального ремонта Москвы Александр Адайкин. Эксперт считает, что цифра упростила жизнь коммунальных служб и сократила время решения задач. Например, с помощью специальных датчиков в «Жилищниках» отслеживают работу уборочных машин: сколько они пробыли на маршруте, сколько потратили бензина. А с помощью городского видеонаблюдения в управах и префектурах наблюдают, тщательно ли убрана территория.
Еще один формат для управления городом жителями — общественные слушания. На них москвичи принимают у представителей городских властей проекты по благоустройству. Рассматривают инфографику, конкретные модели и чертежи, общаются с архитекторами и планировщиками, а затем принимают решение и голосуют.
Москва — один из самых зеленых городов мира. 49% площади города — зеленые территории. Основной акцент в управлении столицей сделан на увеличение продолжительности жизни москвичей, а приоритетная задача — повышение экологической устойчивости. Как этого добиваются? Рассказал руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. Во-первых, в городе высаживают деревья, создают парки. В 2013 году началась акция «Миллион деревьев» — москвичи подают заявку на озеленение двора, школы или больницы и голосуют за проект, а город помогает воплотить идею. За несколько лет в Москве только в рамках акции посадили 2,5 миллиона деревьев. Во-вторых, в городе развивают экологичный транспорт. За несколько лет на 49% выросло количество поездок на общественном транспорте. Сейчас москвичей возят более 300 электробусов, а с 2020 года в столице полностью откажутся от закупки дизельных автобусов. Благодаря этому за 20 лет в Москве количество вредных выбросов в атмосферу снизилось на 20%.
«Важно обмениваться мнениями и делиться опытом в сохранении экологии городов не только на уровне экспертов и ученых, но и на уровне бизнес-сообщества и власти. Наша конференция — это площадка, где такой обмен возможен. Мы не просто разговариваем о проблемах, но разбираем конкретные кейсы и находим варианты решений», — считает менеджер по развитию бизнеса в России и СНГ Австралийской торговой и инвестиционной комиссии при Посольстве Австралии в Москве Наталья Коновалова.
Второй секретарь Посольства Финляндии в России Катариина Танхуа-Тюрккё говорит: «Мегаполисы не должны развиваться в ущерб экологии планеты. А для этого ответственность должны брать на себя представители всех стран и городов мира, госслужбы и бизнеса. Мы постоянно сотрудничаем с МГУУ и Правительством Москвы, обмениваемся наработками и в итоге находим новые решения!»
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы