Университет
Правительства
Москвы


18.11.2015

Современные вызовы дополнительного образования государственных служащих

Инновационные подходы в подготовке чиновников обсудили в МГУУ Правительства Москвы на международной конференции «Дистанционное обучение на государственной службе». В ней приняли участие более 150 специалистов из разных регионов России, а также эксперты из Южной Кореи и Белоруссии. Участники отметили, что применение новых технологий в обучении госслужащих позволяет оптимизировать длительность программ и сократить расходы. Кстати, для тех, кто не смог присутствовать на мероприятии, была организована видеотрансляция конференции.

На государственной службе есть типичные вызовы, которые нельзя оставлять без внимания, отметил исполняющий обязанности начальника Управления госслужбы и кадров Правительства Москвы Павел Малыхин. Интенсивность работы современных чиновников за последние годы значительно возросла, говорят эксперты. Объемы информации, с которыми им приходится работать, по сравнению с бизнесом увеличились в 2,5 раза. Современные госслужащие должны хорошо разбираться в законодательстве (знать все новшества и изменения), работать с большой нормативной базой, учитывать сложную систему госуправления, участвовать в разработке и реализации многих проектов. Все это требует постоянного обновления знаний, хотя времени на очное обучение остается совсем немного.

Малыхин

«Мы должны обучать большое число чиновников качественно и при этом с минимальным отрывом от работы. Один из путей решения этой задачи — создавать короткие очные программы (18–20 часов), развивать дистанционное образование и внедрять смешанный формат обучения», — сказал Павел Малыхин

Как такой подход применяют в столице, рассказал исполняющий обязанности ректора МГУУ Правительства Москвы Василий Фивейский. Практика массового обучения госслужащих с помощью дистанционных курсов реализуется университетом с 2013 года. Уже пройдено более 400 000 человеко-курсов (примеч., один человек может пройти несколько курсов). Причем их проходят не только сотрудники московского правительства (порядка 20 000 человек), но и работники бюджетной сферы (их более 250 000).

ВЮ«Существенный вклад в эту цифру вносят Многофункциональные центры, в которых жителям города оказывают госуслуги, — сказал Василий Фивейский. — Для универсальных специалистов МФЦ мы начали создавать дистанционные курсы в прошлом году. На сегодняшний день их уже более 60. Отдельно разработали около 50 онлайн-инструкций для жителей, с информацией, как правильно оформлять документы и получать госуслугу».

Наталья Кофф (руководитель учебного центра ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы»), выступая на конференции, отметила, что именно дистанционные курсы позволили добиться высокого качества работы персонала: «На данный момент у нас работает более пяти тысяч человек, и их число будет увеличиваться, так как скоро центры „Мои документы“ откроются во всех районах города, — рассказала она. — Изначально программа обучения была очной. В какой-то момент мы поняли, что этого недостаточно, и мы обратились в МГУУ Правительства Москвы. Дистанционными курсами на нашем внутреннем портале ежедневно пользуются порядка 2,5 тысяч наших специалистов. Сейчас среднее время ожидания в очереди в многофункциональных центрах составляет шесть минут, а количество оказываемых услуг с каждым днем растет».

Государственные служащие и работники подведомственных учреждений дистанционно обучаются по таким популярным программам, как «Противодействие коррупции», «Деловой русский язык», «Работа с Microsoft Office 2007–2010», «Основы работы с открытыми данными», «Управление стрессом» и др. Все программы разрабатываются в МГУУ Правительства Москвы (с привлечением дизайнеров, копирайтеров и экспертов по конкретной тематике). Курсы ежегодно актуализируются с учетом изменений в законодательстве и добавлением новых кейсов.

Среди преимуществ электронного формата обучения — сокращение прямых расходов (практически отсутствуют затраты на преподавателя, административный персонал, раздаточные материалы и т. д.), широкий охват аудитории, наглядность, структурность и лаконичность учебных материалов, удобный график обучения — госслужащие могут учиться в любое время без отрыва от работы. К тому же дистанционный курс — это не просто обучающий модуль, а мини-справочник, или электронная энциклопедия с полезной информацией, к которой можно возвращаться много раз.

В 2015 году университет начал внедрять смешанный формат обучения: «Наша основная задача — создать электронную среду, которая поможет госслужащим самостоятельно изучить теорию, пройти тест по закреплению материала и прийти на очное обучение уже подготовленными. На занятиях в университете они отрабатывают навыки на практике, могут задать вопросы преподавателям, обмениваться мнениями с коллегами», — сказал Василий Фивейский.

Опыт Южной Кореи

Центральный институт обучения госслужащих COTI основан в 1949 году. В 2000-м здесь был открыт Центр электронного обучения, который возглавляет Шин Вуйон.

Шин Вуйон«С тех пор мы развиваем и продвигаем инновации и кибер-услуги в образовании. С 2011 года наши курсы используют 148 госорганизаций, в том числе Администрация премьер-министра. На сегодняшний день для укрепления компетенций госслужащих центр разработал 140 дистанционных программ. Они касаются как работы в системе госуправления в целом, так и развития общих знаний (иностранные языки, компьютерные и управленческие навыки)», — отметила она.

Доступ на специальном портале для всех чиновников свободный. В системе зарегистрировано более 1,3 млн пользователей.

«Сейчас мы развиваем систему обучения с помощью мобильных приложений. Доступ к кибер-центру должен быть в любом месте. А в перспективе мы запустим открытые лекции с прямым видеовключением. Также планируем разрабатывать дистанционные курсы и для населения», — сказала Шин Вуйон.

Опыт российских регионов

Экономика электронного обучения очень обманчива, если нет собственной команды, считает заместитель председателя Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации губернатора Санкт-Петербурга Тимур Дьячков. В отсутствие программистов, графических дизайнеров и авторов текстов создавать качественную систему электронного образования очень дорого. Достаточно большие расходы также предполагает создание онлайн-библиотек. Однако дистанционное образование действительно эффективно, особенно если оно проходит в виде скайп-конференций и вебинаров.

Т.Дьячков«Еще одна сложность связана с необходимостью убедить взрослых людей проходить дистанционные курсы, — говорит Тимур Дьячков. — Многие на все смотрят сквозь призму своего авторитета и опыта, поэтому онлайн-программа должна быть действительно высокого уровня. Например, наш курс „Деловой русский язык на государственной службе“ был разработан серьезным авторским коллективом — преподавателями филологического факультета СПбГУ и адаптирован специально для чиновников, поэтому он имел большой успех».

Поделились своим опытом коллеги из Башкортостана, Красноярска, Белоруссии. В Ульяновске онлайн-образование хоть и на начальной стадии развития, но Вера Авдеева (главный советник Департамента развития персонала Управления по вопросам государственной службы и кадров администрации губернатора Ульяновской области) поделилась другим интересным опытом. Так называемым дистанционным сбором достижений госслужащих. Она рассказала о создании электронной карты, которую используют в рамках индивидуального плана профессионального развития каждого сотрудника, а также повышения его мотивации. За любые достижения чиновникам начисляются баллы на эту карту, за этим следует поощрение от руководителя.

В.Авдеева«Изначально не все положительно отнеслись к этой инициативе, — говорит Вера Авдеева. — Некоторые отказывались работать с электронной картой, ссылаясь на то, что нет времени вносить свои данные на портал. Однако с течением времени все поняли, насколько это эффективно с точки зрения мотивации».

Не остался в стороне и крупный бизнес — Елена Шкиря из ОАО «РЖД» и Георгий Бурлаев из «ВымпелКом» («Билайн») рассказали о том, как разрабатывают электронные курсы для своего персонала.

Г.Бурлаев«Мы одни из первых в России, кто активно начал применять дистанционное обучение, — заявил Георгий Бурлаев. — И сейчас проводим его перезапуск. Ближайшая цель — добиться повышения качества работы наших разработчиков, ведь девять из десяти курсов мы делаем сами».

Начальник отдела развития и поддержки системы обучения ПАО «ВымпелКом» рассказал, как в Билайне впервые запускали проект по дистанционному обучению. Был объявлен открытый конкурс: на сайте компании выложили десять кейсов на разработку электронных курсов, а также сделали информационную рассылку. Отклик был колоссальным: организаторы получили 30 презентаций и 72 варианта решения кейсов. С победителями конкурса продолжили сотрудничество: они и сейчас разрабатывают дистанционные программы. Таким образом, удалось сразу получить высокое качество электронного образования без дополнительных затрат.

Елена Шкиря озвучила интересную мысль: по ее мнению, в онлайн-обучении наиболее эффективны текстовые документы, содержащие подробную информацию. «Мы проверяли: любое обучающее видео сотрудник смотрит только первые 30 секунд, — сказала начальник отдела дистанционного обучения и информационных технологий АНО „Корпоративный университет“ ОАО „РЖД“. — А документ Word большинство откроют, прочитают и сохранят».

Все участники конференции посетили учебные классы, где смогли пройти дистанционные курсы, созданные МГУУ Правительства Москвы.

Все участники конференции посетили учебные классы, где смогли пройти дистанционные курсы, созданные МГУУ Правительства Москвы.

ШириковаЗавершалась конференция полезными мастер-классами. Большой интерес вызвала тема «Как из 100 страниц текста сделать курс, интересный всем». Его провела Екатерина Ширикова, менеджер по управлению проектами Центра мультимедиа обучения Управления технологического обучения МГУУ Правительства Москвы. Почти все дистанционные курсы основаны на больших массивах информации, которые проще всего представить в виде текста. Однако тогда обучение будет совсем неэффективным. Екатерина Ширикова посоветовала четко структурировать текст, использовать схемы и графики, выделять подразделы. Кроме того, любой курс должен быть персонализирован и содержать реалистичные кейсы из практики целевой аудитории. Еще одним эффективным инструментом является техника сторителлинг: курс становится увлекательным, если в него вплетены интересные истории. Тут может быть два варианта: либо сам обучающийся становится героем истории и получает призывы к действию с экрана, либо он помогает персонажу преодолеть все трудности и одновременно изучает информацию. «Предпочтительнее, чтобы персонаж был таким же сотрудником, как и тестируемый, а не инопланетянином с планеты Марс, — пошутила Екатерина Ширикова. — Так материал будет лучше усвоен».

Мастер-класс «Дизайн дистанционных курсов: мода или необходимость?». Ведущий – Антон Чалов, директор Центра мультимедиа обучения Управления технологического обучения МГУУ Правительства Москвы

Мастер-класс «Дизайн дистанционных курсов: мода или необходимость?». Ведущий – Антон Чалов, директор Центра мультимедиа обучения Управления технологического обучения МГУУ Правительства Москвы

После насыщенного дня участники конференции рассказали о своих впечатлениях:

Евгения Глинская, руководитель образовательных проектов дополнительного образования Челябинского филиала РАНХиГС: «Тема электронного образования госслужащих для нас очень актуальна. Сейчас мы внедряем смешанные программы, полностью на дистанционный формат пока не можем перейти. Однако разработка онлайн-курсов уже ведется. Мне очень понравилось выступление Веры Авдеевой из Ульяновска, я бы хотела предложить такой же проект у нас в университете. Это могло бы поднять мотивацию персонала».

Тимур Дьячков, заместитель председателя Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации губернатора Санкт-Петербурга: «Мы всегда приезжаем в Москву за полезной информацией и передовыми практиками. Я очень рад, что на этот раз здесь представлен еще и региональный опыт. Эта конференция дала мне возможность встретить единомышленников и обсудить с ними перспективы дистанционного обучения госслужащих».

Вера Авдеева, главный советник Департамента развития персонала Управления по вопросам государственной службы и кадров Администрации губернатора Ульяновской области: «Госслужащие всегда очень заняты. Не каждый руководитель может отпустить сотрудника на очные курсы, поэтому потребность разрабатывать дистанционные курсы очень высока. Онлайн-обучение у нас пока в полной мере не внедряется, и я хочу исправить ситуацию. Ведь оно такое же качественное, как и очное, а контролировать его проще. Спасибо вам за конференцию! Мы принимаем участие в мероприятиях МГУУ Правительства Москвы на протяжении трех лет. Очень здорово, что в этот раз в университете велась видеотрансляция. Мои коллеги получили возможность поучаствовать в конференции дистанционно. Мне очень понравились спикеры из Санкт-Петербурга и Уфы, будем обмениваться опытом».



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы