28.06.2017
Видеоигры меняют мозг человека — и непонятно, хорошо это или плохо
Геймеры демонстрируют улучшение постоянной и избирательной памяти. Области мозга, ответственные за концентрацию внимания, также более развиты у игроков, и требуют меньшего времени на активацию во время выполнения сложных задач. К тому же увлечение видеоиграми может увеличить размер и эффективность областей мозга, связанных с навыками зрительно-пространственной ориентации.
В последние годы в СМИ все чаще звучат различные сенсационные заявления относительно видеоигр и их влиянии на здоровье. Видеоигры объявляли то смертельно опасными, то полезными для здоровья — в зависимости от того, кто был заинтересован в той или иной точке зрения.
«Игры то восхвалялись, то демонизировались, часто без всяких реальных данных, подкрепляющих эти противоположные точки зрения. Более того, игры – это популярная деятельность, поэтому у всех, кажется, есть собственное мнение на их счет», — говорит Марк Палаус (Marc Palaus), автор обзора, недавно опубликованного в журнале Frontiers in Human Neuroscience.
Доктор Палаус и его коллеги хотели узнать, появились ли какие-либо новые тенденции в ходе последних исследований относительно того, как видеоигры влияют на структуру и активность нашего мозга. Они собрали результаты 116 научных исследований, 22 из которых рассматривали структурные изменения в головном мозге, а 100 — касались изменений функциональности и/или поведения мозга.
Оказалось, что видеоигры могут изменить не только принцип работы мозга, но и его структуру. Например, воспроизведение видеоигр влияет на наше внимание, и некоторые исследования показали, что геймеры демонстрируют улучшение постоянной и избирательной памяти. Области мозга, ответственные за концентрацию внимания, также более развиты у геймеров, и требуют меньшего времени на активацию во время выполнения сложных задач.
Есть также свидетельства того, что видеоигры могут изменять структуру мозга. Так, в некоторых исследованиях упоминается, что увлечение видеоиграми может увеличить размер и эффективность областей мозга, связанных с навыками зрительно-пространственной ориентации. Например, правый гиппокамп был увеличен как у геймеров с большим стажем, так и у добровольцев-новичков после освоения ими программы обучения видеоиграм.
Исследования также показали, что видеоигры могут вызывать привыкание и формировать зависимость. У игроманов в ходе нескольких экспериментов были обнаружили функциональные и структурные изменения в системе дофаминовых нейронов. Эти нейронные изменения имеют ту же природу, которая описана и у других видов аддикций, таких как алкогольная и наркотическая зависимости.
Итак, что означают все эти данные об изменениях функциональности и структуры мозга? Пока исследование не закончено, трудно утверждать что-либо однозначно. Видеоигры получили широкое распространение не так давно, чтобы можно было накопить материал для долговременной статистики. «Вероятно, видеоигры могут влиять на мозг человека как положительно (на внимание, визуальные и моторные навыки), так и отрицательно (риск зависимости)», — объясняет доктор Палаус.
В 2008 году психиатр Джеральд Блок (Jerald Block) из Орегонского университета здоровья и науки опубликовал в журнале American Journal of Psychiatry статью, в которой утверждал, что зависимость от интернет-игр следует включить в официальный справочник по психиатрии. Британский терапевт Стив Поуп, в статье Gaming addiction grips youngsters из газеты Lancashire Evening Post, заявил, что всего два часа, проведенные с игровой консолью, сопоставимы с принятием дозы кокаина. В качестве негативных примеров зависимости он привел такие ситуации, когда игроманы отказываются от друзей, переходят на нездоровую пищу, забрасывают учёбу, у них повышается агрессивность, склонность к насилию и ряд других негативных факторов.
В 2013 году Американской академией педиатров (American Academy of Pediatrics, AAP) было проведено исследование влияния онлайн-игр на здоровье ребенка. Под наблюдение попали около 3 тысяч детей, зависимость отмечается у каждого десятого ребёнка. «У детей, попавших в зависимость от игр, повышался уровень депрессии, беспокойства и социофобии, а их успеваемость понижалась. Когда они избавлялись от зависимости, эти симптомы снижались до нормальных значений» — отмечал врач. В ответ на данную работу, Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр (Entertainment Software Association, ESA) заявила, что никаких конкретных доказательств не представлено, методы сомнительны, а выводы не выдерживают никакой критики.
Итак, вопрос о том, вредны или полезны компьютерные онлайн-игры, до сих пор остается открытым. Доктор Палаус рассчитывает, что при проведении более продолжительного исследования можно будет дать более однозначный ответ на этот вопрос. Однако выводы о том, что во время видеоигр меняется структура и функциональные характеристики головного мозга, можно сделать уже на данном этапе исследований.
Источник