06.02.2018
Лечимся дома: стартап из Магнитогорска продает экспертизу немецких врачей
«Вид на горы у вас тут прекрасный», — отвесил комплимент хозяевам профессор Бодо Кресс, приехавший на открытие консультативного центра немецкой телемедицины Helfine Medical в бизнес-центре «Челябинск-сити». Основатели Helfine Medical Роман Прилипко и Александр Бортенев, однако, его разочаровали: то, что гость принял за горы, на самом деле — клубы дыма с одного из многочисленных металлургических заводов, и это одна из причин, почему консультации профессора Кресса, специалиста по диагностической радиологии, востребованы жителями Челябинска.
Магнитогорские предприниматели Прилипко и Бортенев запустили онлайн-сервис, позволяющий получить консультацию у немецких докторов не выезжая в Германию. Загрузив в систему первичные медицинские данные (результаты анализов, снимки) через сайт Helfine или в офисе компании, пациент может в течение 96 часов получить уже переведенное на русский язык уточнение диагноза или рекомендации по лечению.
С января 2015 года предприниматели начали предоставлять услугу через сайт, в феврале открылся офис в родном для обоих Магнитогорске, в апреле — в Челябинске. Осенью собственный офис должен появиться и в столице. Количество заказов через сайт и офисы — от 10 до 50 в месяц, выручка — от 300 000 до 800 000 рублей в месяц.
Бизнес-планы
Проект осуществляется при поддержке клиники «Нордвест» во Франкфурте-на-Майне. Именно там в 2008 году познакомились основатели — Роман привез на лечение маму, рак которой уральские врачи считали неоперабельным, с госпитализацией и организацией лечения помог Александр, который к тому времени несколько лет прожил в Германии. «Мама провела в клинике 11 месяцев. Курс химиотерапии, облучения и операция позволили вернуться к обычному образу жизни, — говорит Роман Прилипко. — Только таблетки пить необходимо каждый день очень дорогие и пару раз в году проходить обследование. Одно такое обследование в немецкой клинике стоит около €7000, так что наш онлайн-сервис помогает экономить порядка €15 000 — динамику по результатам анализов крови и снимкам МРТ/КТ отслеживают те же немецкие доктора».
«Надо понимать, что такое для среднестатистического человека из России оказаться в Германии более чем на месяц, без языка, больному, с визой, которую необходимо на месте продлевать. Найти нужный кабинет в 13-этажном комплексе из нескольких зданий зачастую даже местным затруднительно», — добавляет Александр Бортенев. Да и немецкая клиника, по его словам, активно заинтересована в развитии телемедицины — многие пациенты из России проходят здесь обследования, которые вполне можно было бы сделать и на месте по рекомендациям врачей клиники, что снизило бы их нагрузку. У «Нордвест» технологии предоставления дистанционных консультаций отработаны — с 2010 года клиника сотрудничает с The Jerudong Park Medical Centre в Брунее, обучая врачей и помогая им в сложных ситуациях, есть проекты с Малайзией, ЮАР, Кенией.
Клиника помогла российским предпринимателям с вводными в части медицины из опыта работы в других странах, но, по словам Бортенева, над бизнес-планом пришлось серьезно поработать, поскольку почти нет аналитики по проникновению телемедицины в России. Помимо разработки платформы, создания сайта и поиска профессиональных переводчиков, разбирающихся в медицинской тематике, потратиться пришлось и на юристов (как таковая телемедицина в России пока запрещена, Helfine Medical оказывает информационные услуги, а все медицинские услуги оказываются на территории Германии). В проект Прилипко и Бортенев вложили уже 5 млн рублей собственных средств.
Helfine Medical не первый их совместный бизнес. В 2010 году партнеры запускали сервис экспресс-доставки Quickfrog в столице. Гарантировали клиентам доставку в течение 59 минут, курьеры использовали велосипеды и скутеры. Через три года стартап приносил около 8 млн рублей годовой выручки, но предприниматели приняли решение о его заморозке — подвернулась другая бизнес-идея. Helfine пока финансируют за счет доходов от развития по франшизе сети FixPrice в Сибири (сейчас у них 19 точек).
По бизнес-плану проект должен окупиться за полтора года.
«Мы увидели реальный спрос на подобные услуги, именно на экспертизу профессионалов, а не на оборудование», — говорит Прилипко.
С сервисом сотрудничают 28 немецких профессоров и 12 клиник на всей территории Германии. Самые востребованные пока услуги — подробное описание снимка МРТ и КТ (на Helfine стоит около 17 500 рублей в зависимости от курса евро), письменное «второе мнение» (25 500 рублей). Сейчас идет внедрение программ чек-апов, где по ряду направлений пациент может дистанционно пройти комплексное обследование в любой клинике своего города по протоколу, составленному немецкими врачами, и получить заключение от немецких врачей. «Цены неадекватны, и перспектива в России с такими ценами минимальна — очень дорого. Другие подобные сервисы называли цены существенно ниже», — отмечает Дмитрий Петрухин, управляющий партнер компании DocDoc.ru, одного из первых онлайн-сервисов в сфере медицины, помогающих найти нужного врача. А вот Роман Фишкин, генеральный директор группы компаний Liberta Medica, в июне подписавшей договор о сотрудничестве с Helfine, считает их цены вполне адекватными: «Это ровно та стоимость, которая удовлетворит хорошего зарубежного специалиста и всех участников процесса. Попыток предоставлять «второе мнение» от западных врачей было много, и в интеренете можно найти цены ниже, но всегда встает вопрос полноты услуги и возможности ее оказания».
Доктора не пришлют
Использование ИТ в медицине растет во всем мире, телемедицина — один из тех секторов, на которые смотрят инвесторы. Роман Абрамович, например, в мае 2015 года вложился в российско-израильский онлайн-сервис медицинских консультаций Medviser.
«Развитие медицины происходит в основном за счет технологического прогресса в сети и ИТ-технологий, — отмечает профессор Бодо Кресс, главврач Центрального института радиологии и нейрорадиологии клиники «Нордвест» во Франкфурте. — Мне самому многие пациенты ежедневно посылают документы для получения «второго мнения» по электронной почте или через WhatsApp».
Он отмечает, что Helfine Medical использует систему управления базой данных, которая располагает защищенным (кодированным) каналом связи, что позволяет соблюдать конфиденциальность. «В будущем я не исключаю возможность проведения прямых терапевтических вмешательств посредством телемедицины. В некоторых странах это бы уменьшило вопиющий недостаток специалистов. Представьте себе, что в такой стране, как Кения, пациенты с диагнозом субарахноидального кровоизлияния должны умирать, так как во всем регионе нет ни одного специалиста, который смог бы заняться лечением», — говорит профессор.
Дмитрий Петрухин отмечает, что подобные Helfine сервисы, которые когда-либо выходили на DocDoc.ru, как правило, не живут более двух лет — «не работает модель монетизации, нет рынка». Основатели же Helfine уверены, что перспективы в России есть и именно сейчас. Роман Фишкин с ними согласен. Liberta Medica предоставляет услуги по организации лечения в российских и зарубежных клиниках с 2006 года. «Поток выезжающих на лечение за границу сократился ровно настолько, насколько упал рубль — на 50–60%, — отмечает Фишкин. — Выезжают либо состоятельные люди, кто уже лечился за границей и на ком девальвация не отразилась, либо безнадежно больные, готовые продавать ради этого все, что имеют. За рядовым обследованием никто больше не ездит, соответственно, рынок лечения в России вырос в прогрессии». Партнерство заключается в обмене клиентами — часть пользователей Helfine, получив рекомендации немецких врачей, обращается потом за организацией лечения в Liberta Medica (по словам Фишкина, найти клиники, которые готовы лечить по протоколам от немецких коллег и по их стандартам в России, сейчас не проблема), а та, в свою очередь, направляет при необходимости своих пациентов за уточнением диагноза на Helfine.
Сервис ведет переговоры и с первыми корпоративными клиентами – хоккейными клубами. По словам Бортенева, интерес проявили магнитогорский «Металлург» Виктора Рашникова F 14, челябинский «Трактор», омский «Авангард», новосибирский ХК «Сибирь» и «Автомобилист» из Екатеринбурга. С некоторыми из них сейчас обсуждаются договоры о сопровождении команд в сезоне 2015/2016. «Проект — не замена главному врачу команды, который у скамейки, и местному диагностическому центру, а дополнение и расширение диагностических возможностей и экспертизы у лучших немецких врачей без выезда, оперативно и с большой экономией средств», — говорит Александр Бортенев.
Параллельно Прилипко и Бортенев договариваются о партнерстве с российскими клиниками. «Мы им не конкуренты. И наш сервис не оказывает медицинских услуг на территории России. Мы не берем анализы, не делаем МРТ/КТ, не лечим, все это делают клиенты в медучреждениях своего города, которым мы обеспечиваем дополнительный трафик. Наш фокус — диагностическая экспертиза. Так что сотрудничество в любом случае взаимовыгодно», — отмечает Прилипко.
По мнению Петрухина, для того чтобы такой проект взлетел, «нужно $1-2 млн, так сказать, «качнуть рынок», с другими бюджетами перспектив не вижу». Роман Фишкин гораздо оптимистичнее: «Это первые ребята с подобным сервисом, которым хочется верить, — говорит он. — Надеюсь, им удастся сделать масштабный проект».