Университет
Правительства
Москвы


25.06.2018

Что происходит в стране? Кадровый резерв России знакомится с изменениями в ключевых отраслях госуправления

135 слушателей федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров» встретились с ключевыми экспертами контрольно-надзорной деятельности, банковской сферы и здравоохранения. Они узнали о самых последних изменениях в этих областях, результатах реформирования и передовом опыте Москвы.

С лекциями для участников резерва управленческих кадров России выступили Тумун Цыдыпов (заместитель руководителя проектного офиса по реформе контрольно-надзорной деятельности Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации), Максим Солнцев (председатель правления СДМ-банка) и Константин Царанов (директор Центра развития здравоохранения и социальной сферы Университета Правительства Москвы).

«Для реализации реформы спроектирована гигантская программа»

Тумун Цыдыпов подробно рассказал о реформе контрольно-надзорной деятельности, которая была утверждена в конце 2016 года. Он провел обзор изменений, остановился на приоритетах реформирования и его принципах.

Основные идеологические моменты были представлены в видеоролике «Результаты реформы госконтроля 2017». Тумун Цыдыпов более подробно остановился на смысле реформы:

«Три ключевые цели ставятся перед системой контрольно-надзорных органов по всей стране. Первая — повышение безопасности для граждан. Здесь ключевое значение имеет умная работа с рисками и ущербом. Впервые систематизируется работа по сокращению ущерба охраняемым законом ценностям. До реформы такой задачи не было. Была задача обеспечить соблюдение правил. О том, чтобы измерить результат контроля и надзора в единицах — сантиметрах, граммах, — речи не было. Сейчас мы говорим о том, чтобы всю пользу от контрольно-надзорной деятельности измерить (в спасенных человеческих жизнях, предотвращенном материальном ущербе и т. д.) и установить четкие критерии, чтобы контрольные органы прогнозировали и управляли рисками в поднадзорной среде. С понятием ущерба синхронизируется и понятие результативности работы госслужащих», — отметил эксперт.

Вторая цель реформы — снижение административной нагрузки на бизнес. Нужно осмыслить и понять, что поднадзорной среде нужен не просто план проверок. Важно думать о том, что ее надо сохранять и развивать, т. к. она несет пользу для экономики. Третья цель связана с повышением эффективности управления самих контрольных органов (как расходовать меньше ресурсов государства, автоматизировать работу внутренних, операционных процессов, искоренить дублирование функций и т. д.). По словам Тумуна Цыдыпова, делается это, чтобы сотрудники понимали смысл своей работы, увидели, что она эффективна и приводит к результату.

«Для того, чтобы измерить, как мы движемся к этим целям, была спроектирована гигантская программа, в которой 8 приоритетных проектов, 4 министерства-куратора (Минэкономразвития, Минсвязь, Минюст, Минтруд), реализуется более 5 тысяч мероприятий», — подчеркнул Тумун Цыдыпов.

Он также отметил, что у каждого контрольного органа — участника программы есть свой KPI. Эффективность измеряется не по количеству проверок и штрафов, а по фактическому снижению смертности, травматизма и материального ущерба. В 2018 году необходимо снизить эти показатели на 15%.

Что касается результатов реформы, то риск-ориентированный подход уже освободил 60% надзорных субъектов от плановых проверок.

Бизнес стал активным участником реформы. Предприниматели подготовили сотни предложений по устранению избыточных требований, участвуют в разработке критериев риска и оценивают ход реформы в целом.

В соответствии с целями реформы в 2018 г. изменится КоАП, штрафы и наказания станут зависеть от уровня риска и добросовестности. Кроме того, изменились требования к квалификации и профессионализму инспекторов. В этом году обучение пройдут около 20 тысяч сотрудников надзорных ведомств.

«Если банки не принимают современную бизнес-модель, они уходят с рынка»

Председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев в банковской системе работает уже 25 лет и хорошо знает, как она развивается у нас в стране. Он назвал основные тенденции в изменении отрасли.

«Прежде всего уменьшается количество банков. Не менее важное изменение — огосударствление банковской отрасли. Она даже опередила нефтегазовую с точки зрения концентрации в ней государства. Сейчас более 70% банковского сектора прямо или косвенно принадлежит ему. С одной стороны, это понятная тенденция: государство взяло на себя ответственность за проблемы предыдущих лет. Но с другой стороны, для жителей страны это не есть хорошо, потому что конкуренция среди банков уменьшается и качество предложений будет не самое лучшее. Безусловно, надежность за последние несколько лет возросла, Центробанк приложил много усилий: например, дефолтность значительно сократилась», — рассказал спикер.

Почему так случилось? Современная банковская система начала работать еще на осколках СССР. Первые коммерческие банки начали появляться в 1988 году. Прошло 30 лет. За эти годы было три основных этапа развития банковской системы.

«Первый — это 90-е годы, хаос. Банки быстро открывались. Система создавалась без ясной и четкой стратегии, не было бизнес-модели. Дальше был второй этап — с 1998 по 2008 г. Банки начали укрупняться, появился интерес иностранного капитала, система стала делиться на лидеров, середнячков и аутсайдеров. После 2008 г. Центробанку была поставлена задача, чтобы банковская система стала понятной и надежной. Собственно, сейчас мы в этой фазе и живем. Если банки не принимают современную бизнес-модель, они уходят с рынка. В ближайшее несколько лет количество банков будет сокращаться», — отметил Максим Солнцев.

На примере СДМ-банка он рассказал о том, как выстроено взаимодействие с клиентами (в первую очередь это малый и средний бизнес). С учетом требований времени необходимо правильно выбирать, с кем работать.

«Много сейчас разговоров о противодействии отмыванию денежных средств, — продолжил Максим Солнцев. — Банки — это основной рубеж. Необходимо сделать так, чтобы серая экономика (там, где минимизируются налоги) не переходила в белую. Поэтому мы с каждым годом вынуждены наращивать прессинг на представителей бизнеса, которые хотят у нас открыть счет. Мы должны четко понимать, зачем им счет, какие операции будут происходить, как это предприятие платит налоги. Открытие счета состоит из нескольких этапов: сбор документов, анкетирование и собеседование».

В СДМ-банке 70 человек наделены правами проводить встречи и делать мотивированные суждения о деятельности предприятия. Задаются два основных вопроса: «Имеет ли бизнес право на жизнь?» и «Есть ли вероятность, что бизнес может заниматься противозаконной деятельностью?»

«Мы обращаем на это внимание, потому что банкиры несут уголовную ответственность, если потворствуют отмыванию денег. Нам необходимо убедиться, что нет прямого ухода от налогов. После открытия счета мы ведем мониторинговую активность. Используя сложные математические механизмы, системно смотрим ежедневные операции, чтобы понимать, кто платит деньги, куда и на каком основании», — подчеркнул эксперт.

Мировая тенденция такова, что банк должен вскрывать способы происхождения денег и повышать прозрачность финансовых операций.

«Мы должны построить персонализированное, предиктивное, профилактическое и пациентоориентированное здравоохранение»

Здравоохранение — одна из самых динамично развивающихся отраслей в мире. Именно в области медицины больше всего стартапов, инноваций и исследований. О том, что происходит сейчас в отечественном здравоохранении, рассказал директор Центра развития здравоохранения и социальной сферы, кандидат медицинских наук Константин Царанов.

«Первое мое высшее образование — медицинское, я практикующий врач. В течение пяти последних лет я работаю в Университете и занимаюсь разработкой отраслевых управленческих образовательных программ. Параллельно наша команда занимается оказанием консалтинговых услуг и проводит исследования в интересах департаментов Правительства Москвы, а также ряда других регионов РФ», — сказал Константин Царанов.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова определила стратегию развития отрасли в России как здравоохранение 4П: Персонализированное, Предиктивное (предсказательное), Профилактическое и Пациентоориентированное.

«Приоритет для выстраивания современной системы здравоохранения — развитие человеческого и социального капитала. К сожалению, в нашей системе высшего и среднего медобразования будущих врачей и медицинских сестер не обучают должным образом взаимодействию с пациентом. Имеется в виду, как правильно построить беседу на основе мотивационного интервью, чтобы получить полноценную информацию для постановки диагноза и определения траектории лечения, а также создать доверительные отношения, чтобы пациент, когда выйдет из кабинета, выполнял назначения врача. Обучение технологиям общения у нас пока в зачаточном состоянии», — отметил спикер.

Отдельно Константин Царанов остановился на передовом опыте Москвы. Он назвал несколько актуальных трендов и характеристик столичного здравоохранения.

  1. В Москве самая большая централизованная сеть медучреждений в мире. Их свыше 230. Большая часть из них объединена единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС).
  2. Москва впервые в нашей стране вовлекает жителей в процесс принятия решений в области развития системы здравоохранения — проводит краудсорсинговые проекты, в которых принимает участие более 70 000 жителей.
  3. Развитие IT-сервисов и их объединение на портале mos. ru (госуслуги, запись на прием к врачу, запись в детский сад, электронная история болезни, прикрепление ребенка к детской поликлинике и т. д.).
  4. Достигнута практически стопроцентная доступность получения медицинских услуг в соответствии с территориальной программой государственных гарантий.
  5. В Москве Департаментом здравоохранения создан Центр корпоративного развития, который занимается реализацией образовательных программ, оценкой компетенций и сопровождением изменений корпоративной культуры.
  6. Департаментом здравоохранения разработан и внедрен Московский стандарт работы городской поликлиники, включающий в себя оформление интерьеров, требования к зонам комфортного пребывания, организацию оптимальных условий для оказания медицинской помощи.
  7. В Университете Правительства Москвы создана комплексная система развития управленческих компетенций руководителей медицинских организаций с использованием систем дистанционного адаптивного обучения.

«Все усилия последних лет были направлены на достижение доступности. Но мы не получили того эффекта, который ожидали. И сейчас нам предстоит выстроить разумный баланс между доступностью и качеством медицинской помощи. Речь прежде всего идет о повышении профессиональных компетенций медицинских работников, включая и так называемые soft skills — коммуникационные навыки, умение работать в команде, сотрудничать, понимать потребности и ожидания пациентов и многое другое», — подчеркнул Константин Царанов.

Справка:

Обучение слушателей Федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 — 2018 годы)» Университет Правительства Москвы проводит с 21 мая по 5 октября 2018 г. В обучении принимают участие 135 госслужащих со всей России.

Программа разработана для базового и перспективных уровней резерва управленческих кадров. Подготовка и переподготовка резерва организована по модульному принципу. В нее входят проектно-аналитические сессии, коммуникационные мероприятия, зарубежные стажировки, а также встречи участников с представителями политического и экономического сообщества.

Координатором федеральной программы является Аппарат Правительства Российской Федерации, государственным заказчиком — Минтруд России.



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы