24.03.2015
В России могут быть восстановлены медвытрезвители.
Как рассказал председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников, разработан законопроект, разрешающий регионам включать помощь подобранным на улицах алкоголикам в территориальные программы оказания социальных услуг. Катализатором процесса послужил скандал в Санкт-Петербурге, где двоих фельдшеров «cкорой помощи» уволили за грубое обращение с пострадавшим в пьяной драке пациентом.
В отсутствие альтернативы
Вытрезвители были упразднены президентским указом в 2010 году. Но, отказавшись от полукриминальных спецучреждений советского образца, власти не предложили никакой альтернативы. При этом пить россияне меньше не стали. И сейчас подобранных «скорой» в бессознательном состоянии алкоголиков везут в приемные отделения обычных больниц, против чего все громче выступают и медики, и пациенты.
Год назад восстановить вытрезвители в городах, население которых превышает 100 тысяч человек, попросил Минздрав.
По данным ведомства, реально в медицинской помощи нуждается треть доставляемых в больницы алкоголиков. В подавляющем большинстве больниц нет ни отдельных входов и помещений для людей в состоянии опьянения, ни дежурных сотрудников полиции. Пьяные пугают персонал, подвергаются опасности и сотрудники «скорой». Минздрав поддержал глава МВД Владимир Колокольцев, заявивший о росте числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
Просьбы вернуть вытрезвители все чаще поступают и из регионов. В феврале об этом заявил директор крымского республиканского центра медицины катастроф и скорой помощи Геннадий Антонюк. А в марте, после скандала с сотрудниками «скорой», тащившими в машину за руки и за ноги пьяного мужчину, – вице-губернатор Санкт-Петербурга Ольга Казанская.
За подобное обращение с пострадавшим в драке пьяным пациентом питерских фельдшеров уже уволили с работы. 4 апреля независимые профсоюзы медработников проведут по всей стране акции с требованием отменить это решение. Кроме того, медики требуют сформировать бригады санитаров на отдельных автомобилях для транспортировки пациентов и вернуть вытрезвители.
Вытрезвитель нового типа
По словам Калашникова, проблема возвращения вытрезвителей стала сегодня актуальной не из-за пьяниц, а из-за достигшего критического уровня недовольства медиков, вынужденных заниматься не свойственными им функциями. «Создающий большие проблемы медучреждению неадекватный пациент требует не столько медицинского, сколько социального обслуживания, – считает Калашников. – И понятно, почему регионы просят сегодня вернуть спецучреждения. Но, конечно, должна полностью поменяться их концепция».
Рабочая группа при комитете по охране здоровья разработала законопроект о таких «вытрезвляющих» учреждениях, рассказал депутат. Речь в нем идет о том, чтобы разрешить субъектам федерации включить соответствующий вид соцуслуг в территориальную программу и финансировать их за счет средств региональных бюджетов, направляемых на социальную сферу. «Это должно быть подразделение соцзащиты, – подчеркнул Калашников. – Конечно, в его штате должны быть и медработники, как и в других социальных учреждениях. А доставка пьяных и обеспечение правопорядка – это функции муниципальной полиции. Работа над законопроектом закончена, но пока он не внесен в Думу, а отправлен на согласование в занимающуюся этой же темой совместную комиссию МВД и Минздрава».
Разделение функций
По словам директора Института наркологического здоровья нацииОлега Зыкова, порочность советских вытрезвителей была обусловлена тем, что ими выполнялись функции, которые нельзя было смешивать: правоохранительные, медицинские и функции по перемещению человека, которого нельзя было оставить на улице. Это провоцировало в закрытом пространстве вытрезвителей насилие по отношению к человеку, не способному защитить себя физически.
«Эти функции следует развести, –считает эксперт. – Если пьяный человек совершает противоправные действия, им должна заниматься полиция, если нуждается в медпомощи – специальные отделения неотложной наркологии, существование которых предусмотрено в существующей нормативной базе, и которые надо развивать. Нельзя забивать пьяными приемные покои обычных больниц.Но самое важное – создать службы, которые бы перемещали человека, который не хулиганит и не нуждается в медпомощи, по месту жительства. Так делается во всем мире. Это могут быть хозрасчетные организации, общественные, дотируемые государством. Первой на место должна приезжать служба перемещения. Она решает, везти человека домой или вызывать «скорую», если того требует его соматическое или психическое состояние. И не надо возрождать закрытые учреждения, где людей будут грабить и убивать. Это уже было в нашей истории».
Положительный пример
По словам Зыкова, в России есть регионы, руководство которых находит решение проблемы. Так, в Томске несколько лет на бюджетной основе работает отделение неотложной наркологической помощи при областном наркодиспансере. Это же отделение занимается лечением и реабилитацией хронических алкоголиков, подключает социальные службы. Кроме медиков (врачей, лаборантов, фельдшеров и санитаров) в отделении круглосуточно находится полицейский. Информация о пациентах не передается на их работу, сохраняется врачебная тайна.
«Это отделение было открыто по инициативе главного нарколога области после страшного случая в Томском вытрезвителе, где в январе 2010 года убили известного журналиста, –рассказал Зыков. – Отделение функционирует очень эффективно, и его опыт заслуживает анализа и тиражирования. На заседании правительственной комиссии одобрили опыт Томской области. Но дальше этого дело не пошло».