УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


23.04.2014

Давид Мелик-Гусейнов: «Государство должно жестко карать за искажение медицинской статистики»

Статистика в здравоохранении должна обеспечить организаторам отрасли управляемость процессами, планирование потребности, улучшение качества и эффективности медпомощи. Только квалифицированный анализ статданных, оценка событий и правильные выводы позволяют принимать адекватные управленческие решения, планировать и прогнозировать. Насколько система сбора и использования медстатистики в РФ отличается от других стран? По каким статистическим критериям сегодня можно оценить эффективность здравоохранения? Что показывают сегодняшние статданные по заболеваемости, выживаемости, смертности населения? Какие прогнозы можно делать по состоянию здоровья населения по статданным? На эти и другие вопросы медобозревателю Ирине Власовой ответил независимый эксперт, директор центра социальной экономики, к.ф.н. Давид Мелик-Гусейнов.

Какие виды медстатистики есть в РФ, и кто ее собирает? И так ли важен сбор статистики, который захлестывает медиков? Можно ли сравнить эту работу с тем, что делают в этой области в других странах?

Традиционно статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, их составляют в низовых учреждениях, и затем информация суммируется на промежуточных и высших уровнях. Собирают медстатистику из разных источников. Это данные из департаментов здравоохранения регионов о структуре, штатах, единицах оборудования, ставках, это также информация об укомплектованности ЛПУ. Кроме того, медстатистика с демографическим уклоном поступает из органов ЗАГС, где ведется учет рождений и смертей населения с учетом назологий. Но в этих данных немало «подводных камней». Предоставляют статистику и территориальные фонды ОМС: сколько имелось ресурсов и на что они потрачены, как система здравоохранения на данный момент обеспечена. Как заполнялись больными койки, сколько денег расходуется на «среднего» пациента и т.д. Собирает также статистику и Пенсионный фонд, где концентрируются данные по инвалидам, по льготным категориям граждан. Эти данные тоже передаются в Минздрав. Статистику также собирают органы, которые уполномочены заниматься лицензированием. Раньше это был Росздравнадзор, теперь есть разные органы в территориях, которые лицензируют аптеки, дистрибуторов лекарств и оборудования, ЛПУ. Существует и независимая оценка сферы здравоохранения, рынков медоборудования и лекарств, эту работу проводят специализированные агентства и негосударственные НИИ. Их информация – это продукт для продажи игрокам рынка, к примеру, агентства IMS, DSM, Pharm CIS, Synovate Comcon снабжают своими данными фармрынок, есть схожие агентства по рынку медоборудования, по тарифам медуслуг и т.п. При этом основной потребитель этих данных – бизнес чутко следит за их качеством и достоверностью, иначе некорректный статпродукт – ошибка в стратегическом планировании, а значит потеря больших маркетинговых денег.

Так что в РФ производится оромный поток статистической информации в целом, на мой взгляд, он избыточен, и беда в том, что производят ее разные органы. Каждая часть этой информации существует сама по себе, поскольку это очень большой объем, который не видит никто в целом. Где-то ее собирают и обрабатывают лучше, где-то хуже, поэтому нужен единый информационно-аналитический центр, который видел бы статистичекую картину в целом.

На западе в территориях более четкий механизм — единая система, регистрируют всех пациентов, все назначения врачей, все имеющиеся медицинские кадры, все имеющееся медоборудование и т.д. Есть там и статистические-аналитические агентства.

В российских аналогах — МИАЦ – центрах информационных услуг и аналитики при департаментах здравоохранения статистика закрыта, да и качество ее оставляет желать лучшего. Из знакомых мне систем сбора статданных наиболее впечатляющая в США. В Америке любят все считать, здесь активно формулируют тренды здравоохранения, основываясь на статданных, активно делают прогнозы, измеряя много индикаторов. К примеру, изучают и публикуют количество ошибок медиков, количество фальсификатов на лекарственном рынке, количество летальных исходов при неправильном лечении пациентов, количество побочных эффектов при приеме лекарств,– в России это просто невозможно, да и нет этих данных, хотя в целом статформ, которые врачи, главные врачи и департаменты заполняют, множество, и медики в них «тонут».

Наша главная беда в том, что в РФ нет самых главных регистров по тяжелым и дорогим в лечении заболеваниям. Это такие болез

Источник