29.05.2019
Директор Института Генплана Москвы Татьяна Гук: «Наш основной тренд — город для человека»
Что необходимо учесть при городском строительстве, как появлялось МЦК, почему важно развитие рельсового транспорта, зачем в городе сокращать автомобильные полосы, чем похожи масштабы запуска поездов и космических кораблей? Это и многое другое узнали стажеры Правительства Москвы на встрече с директором Института Генплана Москвы Татьяной Гук.
В рамках цикла встреч стажеров Правительства Москвы с руководителями столичного Правительства 17 мая участники стажировки обсудили основные тенденции градостроительства с директором Института Генплана Москвы Татьяной Гук.
Институт Генплана Москвы сегодня — это команда профессионалов от архитекторов и инженеров до экологов и пиарщиков. Среди задач института — масштабные градостроительные проекты, анализ ландшафта, помощь в улучшении экологического состояния города. «Мы ориентированы на то, чтобы в Москве было интересно и разнообразно, были возможности для личного и профессионального роста. То есть обращаем внимание на внутренние потребности жителей столицы. Наш основной тренд — город для человека», — отметила Татьяна Гук.
При проектировании городской территории учитываются совершенно разные аспекты. Нужно понять, как и где проложить коммуникации, дороги; где сделать охранные зоны и как не навредить экологии и культурному наследию и сохранить уникальные исторические виды; где будут располагаться парки, школы и спортивные учреждения. «Чем мы занимаемся? Чертим, режем, фотографируем, клеим макеты, визуализируем, делаем ролики, собираем исследования потоков людей и машин с помощью фургона-лаборатории», — рассказала Татьяна Гук.
Сейчас при проектировании городской застройки учитывают факторы, абсолютно нетипичные для Москвы всего десять лет назад: комфорт, творческую среду, развитие досуга и общественных пространств, экологию и культурное наследие. Большое внимание уделяется социальной инфраструктуре: открываются школы, детские сады, спортивные объекты. Ярким примером работы Института Генплана для социальной сферы является реставрация стадиона «Лужники».
В качестве наглядного примера эффективности работы Генплана эксперт привела территорию автомобилестроительного завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ). С начала 2000-х до 2013 года огромная промышленная зона находилась в запустении. Благодаря работе института сейчас на территории появляется социальная инфраструктура, жилые дома, спортивный кластер, новые дороги. Планируется размещение филиала сада «Эрмитаж», парков, арт-центров и концертных залов. На проекте планировки сотрудники института уже сейчас видят, как это место будет выглядеть в будущем.
Татьяна Гук отметила, что сегодня один из самых важных факторов, на которые смотрят при проектировании, — экология. Отношение к природным территориям стало другим: они рассматриваются уже не как типовой элемент города, а как уникальные ресурсы, которые нужно сохранять и улучшать. «Мир движется к развитию рельсового транспорта. Почему? Он самый экологически чистый. Вы видите, что каждый год в Москве открывается несколько станций метро. В 2019 году планируется открыть целый участок метрополитена на юго-востоке города. Это необходимо для столицы и ее экологии», — рассказала спикер.
Один из успешных проектов Института Генплана Москвы — создание Московского центрального кольца. Работа над проектом началась еще в 1995 году: сотрудники института проанализировали, какие территории будут включены в охват МЦК, оценили потенциал развития пассажиропотока, рассчитали, где разумнее всего построить транспортные узлы и переходы между станциями. Эксперт поделилась подробностями: «С расчетами пассажиропотока мы ошиблись… МЦК оказалось более востребовано, чем ожидалось: его пассажиропоток был больше расчетного уже в первый год работы. Благодаря этому удалось существенно разгрузить метро. Сейчас мы разрабатываем проекты по улучшению, „оживлению“ прилегающих к МЦК промышленных зон».
Сегодня деятельность Института Генплана не заканчивается Москвой. Институт успешно реализует проекты в других городах и регионах России: Южно-Сахалинске, Дагестане, Казани, Воронеже, Уфе, Севастополе.
В ходе встречи стажеры прошли онлайн-тест, подготовленный сотрудниками института. По результатам ответов аудитории представители Института Генплана составили карту, где было наглядно показано, как можно улучшить инфраструктуру отдельных районов города, в каком районе столицы нужно проводить творческие мероприятия и фестивали, в каких районах требуется больше парков и зеленых зон.
Вопросы участников:
Карина Мирзоян, стажер Правительства Москвы: «Спасибо вашей команде за проделанную работу. Проект МЦК действительно очень важен для города! Вы рассказывали о многочисленных направлениях, которыми занимается институт. Какой из проектов именно для вас является самым интересным, каким от души нравится заниматься?»
Татьяна Гук: «По образованию я архитектор, и практически вся моя деятельность посвящена работе над благоустройством и архитектурным обликом города. Сегодня городские проекты, несмотря на их масштабность, реализуются невероятно быстро: от получения государственного задания до выхода строителей на площадки проходит около двух лет . Для меня это как запускать космические корабли, только под землей в грунтах, с рельсами, тупиками и радиусами поворотов… Для меня каждый проект особенный и важный!»
Георгий Васильев, стажер Правительства Москвы: «Меня как автомобилиста волнует вопрос увеличения тротуара за счет проезжей части. Я понимаю, зачем это происходит на Тверской улице — она туристическая, но зачем сокращать автомобильные полосы на остальных улицах?»
Татьяна Гук: «Когда мы говорим, что делаем город лучше для людей, надо уточнять, что в первую очередь, конечно, для большинства. В институте стоит три модельных комплекса — программы, в которые загружается информация, и мы графически видим прогнозы, оцениваем загруженность улиц. Поэтому любые процессы — не просто наше желание, а осознанная необходимость. Основная задача для города сейчас — обеспечить широкую сеть общественного транспорта. Это сейчас приоритет из-за плохой экологической ситуации и загруженности дорог. С машиной может случиться все что угодно, и вы должны иметь возможность добраться общественным транспортом. К тому же сужение полос — мировой тренд. Это приводит к уменьшению скорости движения автомобиля и увеличивает безопасность людей. Мероприятия, которые сейчас реализуются в городе, на мой взгляд, сбалансированы и разумны. Другого выхода нет, мы работаем с уже сложившейся ситуацией, поэтому сейчас приходим к общегородскому стандарту полос».
Стажер Правительства Москвы Елизавета Гуторова: «Будут ли реализовывать проекты, подобные московскому «Диснейленду» — развлекательному комплексу «Остров мечты»?
Татьяна Гук: «В таком объеме, наверное, уже нет. Это и не нужно. Скорее, будут тематические и локальные развлечения. В парки столицы уже возвращаются детские аттракционы!»
Живое общение стажеров с экспертом продолжалось больше часа. В конце встречи для самых активных участников диалога приятным сюрпризом стали подарки — книги по градостроительству.
Татьяна Гук поблагодарила стажеров за грамотные вопросы и заинтересованность и напомнила, что в Институте Генплана ждут молодых специалистов в рамках программы стажировки в Правительстве Москвы!
Отзывы стажеров:
Елизавета Гуторова:
«Хоть пятница и завершающий день недели, но он не менее насыщенный у стажеров Правительства Москвы. Мы встретились с по-настоящему потрясающей женщиной — Татьяной Гук, директором Института Генплана Москвы. Чем она меня так потрясла? Во-первых, мощной жизненной энергетикой и нацеленностью на результат для города — комфортную городскую среду, город для жителей. Во-вторых, уверенностью в своем деле, которая подтверждена обширными знаниями и опытом. В процессе встречи завязалась жаркая дискуссия между Татьяной Николаевной и стажерами, и она смогла убедить и, может быть, в чем-то изменить наше мнение о городской архитектуре. В-третьих, потрясают масштабы проектов института! План составляется на 20 лет вперед, сейчас готов план Москвы 2035 года, это же почти магия — можно видеть будущее! А Татьяна Николаевна и работники Института Генплана творят это будущее, учитывая все аспекты: и экономику, и планировку, и транспорт, и коммуникации. Порадовало, что в конце встречи активным участникам подарили познавательные книги по архитектуре и градостроению!»
Виталий Сазанов:
«На встрече с Татьяной Николаевной мне было интересно узнать про исторические тенденции изменений Москвы. Сформировалось понимание, что застройка сейчас — это лучший опыт прошлого и обоснованная закономерность. Институт Генплана стал для меня открытием, так как до последнего момента я не знал о наличии профильной исследовательской деятельности при работе с проектами города. Москва не просто творение желаний, но творение потребностей жителей, которые отслеживает институт и делает все, чтобы их реализовать. В процессе диалога на равных у стажеров было много вопросов, что, как мне показалось, актуализировало текущие проблемы города. На мой взгляд, были полезны не только ответы на индивидуальные вопросы, но и рассказ о развитии Москвы в целом и о современном состоянии проектов города!»
Василий Зобнин:
«Эта лекция была полезна в первую очередь специалистам в архитектуре, строительстве, проектировке. Но и я выделил для себя несколько интересных вопросов! Запомнились обсуждения реновации и этажности, дискуссия о „хрущевках современности“. И вообще Татьяна Гук хороший оратор, харизматичная и с чувством юмора!»
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы