УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


15.11.2016

Геннадий Онищенко предлагает создать схему оказания медпомощи на борту самолета

Бывший главный санитарный врач, депутат Госдумы Геннадий Онищенко предложил составить обязательный перечень лекарств, которыми должна быть укомплектована аптечка на борту самолета. Сейчас этот список носит рекомендательный характер. Кроме того, Онищенко предлагает установить ответственность за возможную врачебную ошибку для врача, который оказал медицинскую помощь в ходе полета. Об инициативах бывшего главы Роспотебнадзора России сообщают «Известия».

В ближайшее время в Думе соберется рабочая группа по проработке этой идеи, сообщает издание.

По словам Онищенко, эксперты должны выработать требования к содержанию бортовых аптечек, определить ответственность за отсутствие в них обязательных препаратов, а также регламентировать доступ к лекарствам бортпроводников и пассажиров-медиков.

На сегодняшний день не существует определенных требований к содержимому аптечек на воздушном транспорте. Их комплектуют согласно методическим рекомендациям по обеспечению воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, утвержденным Росавиацией в 2013 году.

Состав аптечки разбит на три комплекта: первой помощи (анальгетики, противоотечные, противовоспалительные, противорвотные и противоаллергические средства, седативные препараты, бинты, лейкопластыри, салфетки, термометр), универсальный профилактический (медицинские маски, перчатки, салфетки) и комплект медицинских средств (растворы для внутривенных и внутримышечных инъекций, гормональные средства, бронхолитики).

Главная проблема, поясняет Онищенко, заключается часто не только в отсутствии лекарств на борту, но и в самом составе бортовой аптечки: он варьируется в зависимости от авиакомпании.

Еще одна проблема — бортпроводники могут оказывать только первую помощь (остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание), а воспользоваться комплектом медсредств (например, назначить кардиологические препараты) имеет право только пассажир с медицинским образованием, если такой окажется на борту.

Среди пассажиров, как правило, имеется медработник с высшим или средним медицинским образованием, однако не существует правил, в каком объеме он имеет право оказать помощь в рамках правового поля и каким образом будет отвечать за возможные последствия, объясняет Онищенко.

Сейчас необходимо создать четкую схему оказания медпомощи, поддержания жизнеспособности больного до посадки самолета и его передачи спецбригаде медиков. Также необходимо определить, в каких случаях самолет с больным пассажиром обязан совершить экстренную посадку, пояснил депутат.

В комитете Госдумы по здравоохранению инициативу бывшего главного санитарного врача поддерживают, выяснили «Известия». В Минтрансе пояснили, что бортовая аптечка формируется на основании требований Международной организации гражданской авиации (приложение 6 к Конвенции о международной организации), при этом ее содержимое и количество медикаментов зависит от пассажировместимости судна. При этом в ведомстве считают нецелесообразным устанавливать ответственность за действия пассажиров-врачей при оказании медпомощи больным или пострадавшим пассажирам. В Росавиации уточнили, что в случаях ухудшения самочувствия пассажиров на борту все российские авиакомпании руководствуются международными рекомендациями (ИКАО).

В Минздраве России, в свою очередь, пояснили, что комплект первой помощи, в соответствии с методическими рекомендациями, имеет право использовать любой член экипажа, согласно руководству по оказанию первой помощи. Первую помощь пассажирам в рейсе оказывает бортпроводник. Изучение стандартов оказания первой помощи и отработка навыков входят в программу подготовки по авиационной медицине для бортпроводника, учения проводятся не реже одного раза в два года, отметили в министерстве.

«Все бортпроводники не реже одного раза в каждые 24 месяца проходят медицинскую подготовку. В частности, в курс подготовки входит оказание первой помощи при обмороке, эпилепсии, инсульте, инфаркте, переломах, различных видах ранений и кровотечений. Бортпроводников также учат принимать роды и проводить комплекс сердечно-легочной реанимации. При ухудшении состояния здоровья пассажира старший бортпроводник всегда обращается к пассажирам с вопросом, есть ли на борту врач, способный оказать квалифицированную медицинскую помощь», — сообщили в авиакомпания S7 Airlines.

Источник