Университет
Правительства
Москвы


26.10.2020

Искусство во время пандемии. Как изменилось настоящее и будущее учреждений культуры Москвы

Представители Департамента культуры Москвы и руководители столичных учреждений культуры встретились в Университете Правительства Москвы на IV Городской научно-практической конференции «Социально-культурное проектирование в городе Москве: ведущие тенденции и актуальные практики». Эксперты обсудили сферу культуры столицы в период самоизоляции и в новых цифровых реалиях. Рассказываем о наиболее интересных проектах в цитатах спикеров.

Музеи в цифре. Перформансы руками не трогать

Раньше люди приходили в музеи, сегодня музеи приходят в дома, показывают выставки и проводят лекции онлайн. Музеи столицы выжили в новых условиях и запустили новые цифровые проекты.

«Мы были готовы к дистанционному формату. Пандемия только подтолкнула к развитию видеоэкскурсий и онлайн-выставок. Например, Правительство Москвы создало электронную платформу „Культура Москвы онлайн“. Там собраны видеоспектакли, концерты, лекции, виртуальные выставки и экскурсии. Проект #Москвастобой знакомит с жителями столицы разных профессий и интересов, рассказывает про культуру и развлечения в городе. На портале „Музейная Москва онлайн“ можно совершить экскурсию не выходя из дома — там собрано более 450 разных выставок. Цифровые проекты не заменят посещения музея вживую, но сегодня они уже не дополнительные удобства, а необходимость», — рассказывает начальник управления музейно-выставочной работы Департамента культуры Антон Горянов.

«Главное, что мы поняли с коллегами за последнее время, — горизонт планирования у нас теперь небольшой. Мы научились предусматривать риски и быть готовыми ко всему. Придумали новые форматы: например, чтобы помочь людям заботиться о себе во время самоизоляции, запустили проект „Стихотерапия“. В нем стихотворения Цветаевой читают члены команды музея — от научных сотрудников до экономистов и инженеров», — делится Елена Жук, директор Дома-музея Марины Цветаевой.


Фото Дома-музея Марины Цветаевой

«Часть наших сотрудников переквалифицировались сразу: они стали ютьюб-блогерами, операторами, режиссерами и актерами. На самоизоляции мы создали онлайн-студию в Оперном доме и начали вести рубрику #включиЦарицыно. Зрителей ждали концерты, мастер-классы, виртуальные прогулки и экскурсии, лекции и беседы с нашими гостями. Перемены поставили нас перед вызовом, но мы использовали их как новые возможности», — рассказывает Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно».

«Сотрудники нашего музея проявили инициативу и сняли»Ночь в музее» с музыкой, танцами, экскурсиями. Около восьми тысяч пользователей посмотрели это мероприятие. На каждую новую онлайн-трансляцию приходило все больше зрителей. Некоторые форматы сложно переводить в дистант, например дискуссионные клубы или мероприятия для детей. Раньше у нас можно было провести детский день рождения. Сейчас проект перешел в дистант, и это уже не те эмоции для участников«, — говорит Анна Клюкина, директор Государственного Дарвиновского музея.


Фото с проекта «Ночь в музее» Государственного Дарвиновского музея

«Вызовом для музеев стало сокращение турпотоков — спасти ситуацию можно было, обратившись к местным сообществам. Мы изучили эту тему и создали пособие, которое пошагово объясняет, как начать работу с местными сообществами. Дополнили ее пятью конкретными кейсами. Сейчас дорабатываем пособие, и скоро его можно будет скачать на сайте Мосгортура во вкладке „Музеи“», — рассказывает Иван Гринько, начальник управления музейно-туристского развития ГАУК «Мосгортур», кандидат исторических наук.

Как покормить белочек оnline

С онлайн-форматом в музее, театре или картинной галерее все понятно. Но кто будет смотреть на парк через экран ноутбука? Кроме охранников парка, конечно. Но в период самоизоляции парки не только готовились к ее завершению и проводили внутренние работы. Их руководители нашли новые решения — перевели мероприятия в онлайн, сняли виртуальные экскурсии с дронов, провели онлайн-квесты для детей.

«Онлайн стал стимулом для развития. Конечно, никто не будет постоянно смотреть виды парка через экран компьютера. Но мы это понимаем и снимаем то, что вряд ли посетители увидят вживую, например, показываем животных — зайцев, лис, енотов, бобров, которые не выходят, когда в парке много людей. Также снимаем интересные ракурсы с квадрокоптера, пролетаем над озерами и дорожками», — говорит Игорь Бускин, директор парка культуры и отдыха «Бабушкинский».

Do It Yourself в культурных центрах

«В прошлом году на этой же конференции мы обсуждали планы на будущее. Прошло несколько месяцев, и планы рухнули, но появились другие. Мы отнеслись к изменениям как к возможности получить уникальный опыт, запустили новые культурные проекты, а у старых расширили географию участников. По-прежнему мы провели „Ночь в музее“, „Библионочь-2020“ и много других мероприятий, но теперь в дистанте. Фестиваль „Красная площадь“ получилось сделать офлайн для небольшого количества посетителей, основные участники присоединились удаленно», — делится начальник управления по развитию культурных центров Департамента культуры Михаил Кочерга.

«Наша команда сделала первый шаг в построении IT-инфраструктуры: запустила мобильное приложение Artsvao, где можно посмотреть актуальное расписание культурного центра, записаться на занятия, познакомиться с преподавателями, поставить напоминание в календарь. Система CRM собирает данные в личные кабинеты педагогов и учеников, автоматически учитывает посещения занятий», — говорит Виталий Фединский, директор культурного центра «Марьина роща».

«Одна из основных задач, которую мы решили на удаленке, — создание цифрового культурного пространства с философией Do It Yourself („Сделай сам“), которое вдохновляет людей совершенствовать творческий потенциал и получать образование. Мы проводили творческие лаборатории, интенсивы, художественные сессии и курсы; запустили стримы с педагогами, серию интервью с деятелями искусств; показали концерты, театральные постановки и программы Академии балета», — рассказывает Никита Фролов, директор культурного центра «Яковлевское».

«Сразу после начала самоизоляции я ввела в штат должность маркетолога — мы стали изучать и сегментировать аудиторию. Научились онлайн-планированию и контролю, стали мобильнее и пересмотрели медиастратегию, нашли партнеров в других регионах и сделали кадровые перестановки», — говорит Мария Рогачева, директор культурного центра «ЗИЛ».

«Проект „БиблиоТеатр онлайн“ собрал чтецов от 2 до 82 лет. Самый маленький участник нашего проекта прочитал отрывок из „Мойдодыра“ Чуковского, а самые взрослые рассказывали сказки в прозе», — делится Александр Москалёв, директор культурного центра «Москворечье».


Участник проекта «БиблиоТеатр онлайн»

«Московский многофункциональный культурный центр перевел любимые посетителями проекты в онлайн: „PRO театр/музыку/кино“ — живое общение с музыкантами, режиссерами и актерами; „Спикер-клуб“ — дискуссии и лекции о современном искусстве; „Дипломка“ — постановки от студентов театральных и музыкальных вузов, цирковых училищ. Также мы запустили серию подкастов, с которыми вышли на мировые площадки: „Яндекс.Музыка“, Apple Podcasts, Podbean, ВК-подкасты», — делится опытом Марина Бурмистрова, директор Московского многофункционального культурного центра.

В культурных центрах мало посетителей — самое время для ремонта. Но его не всегда получается сделать своими силами. О привлечении спонсоров участникам конференции рассказала Татьяна Зоря, директор дворца культуры «Капотня»:

«Крупным компаниям выгодно становиться спонсорами культурных центров, они формируют репутацию, поддерживают имидж социально ответственной организации. Помните об этом и никогда не бойтесь предлагать свои проекты! Важно четко прописать предмет, сроки и обязательства сторон, создать дизайн-проект и его презентацию с расчетами, обещать спонсору реальные сроки реализации проекта».

«Наша команда провела исследование и поняла: пользователи в основном устали от интернета. Поэтому, где это возможно и безопасно, нужно возвращать формальные и неформальные встречи. Онлайн может работать как дополнение к основной работе, но им никак не заменить личное общение», — говорит Маргарита Зотова, директор культурного центра «Новослободский».

Обучение в дистанте. «ТикТок» или не «ТикТок»?

«На самоизоляции мы начали удаленно учить детей игре на музыкальных инструментах. Взрослые в это время сидели дома, и им ничего не оставалось делать, как тоже начать играть. Теперь у нас созданы целые семейные оркестры. В планах — провести между ними онлайн-баттл! А еще в этом году мы запустили детский фестиваль науки в „ТикТоке“», — рассказывает Елена Мельвиль, директор ГБПОУ «Воробьевы горы».

«Библиотеки Восточного округа запустили самый длительный поэтический онлайн-марафон. Это был своего рода квартирник: поэты читали свои стихи, отвечали на вопросы, общались. Также мы создали поэтическую мастерскую для начинающих поэтов и медиапроект „Культурь!“, в котором совмещается школа журналистики, видеопродакшен и классическая работа редакции», — говорит Олег Жадёнов, генеральный директор централизованной библиотечной системы Восточного административного округа.

«В нашем центре продолжали обучать участников проекта „Московское долголетие“, только уже онлайн. Проводили вебинары по психологии, мастер-классы по вязанию и кружевоплетению, встречи с режиссером. У нас организовали и масштабный проект помощи пожилым людям на самоизоляции: работал колл-центр, волонтеры доставляли продукты и лекарства, социальные помощники были на связи в чатах и группах в социальных сетях», — поделилась Виктория Темирова, директор Территориального центра социального обслуживания «Проспект Вернадского».

Творческая индустрия в пандемию

«7,5% работающих людей в России заняты в творческой индустрии. Креативная сфера делает 6% ВВП нашей страны. Стать ее частью можно даже удаленно. Так, в агентстве „Творческие индустрии“ создан образовательный интенсив „Конструктор идей“. Курс помогает разработать свою идею, создать индивидуальную карьерную стратегию, построить связи в профессиональном сообществе и понять перспективы рынка», — говорит Екатерина Сачкова, директор агентства «Творческие индустрии».

«В Москве огромное количество креативных индустрий — секторов экономики, важная часть добавленной стоимости которых формируется за счет творческой деятельности. Приглашая на свои площадки предпринимателей, создавая точки притяжения креативных индустрий, организации культуры влияют на экономику города. Департамент предпринимательства готов к сотрудничеству с Департаментом культуры, и мы вместе организуем еще немало проектов», — говорит начальник Управления развития креативных индустрий Департамента предпринимательства и инновационного развития Федор Мольков.

По словам Алексея Александрова, проректора по учебной и научной работе Университета Правительства Москвы, конференция стала важным событием в культурной жизни города. На ней встречаются те, кто определяет направление московской культуры: обсуждают итоги года, делают выводы, а МГУУ использует практические кейсы при создании программ дополнительного образования и обучения студентов.

«Мы традиционно издаем сборник материалов конференции. Собрание статей третьей конференции получилось кейсовым, с примерами и советами экспертов. В четвертом сборнике мы тоже представим практики и уникальный опыт развития культуры в условиях изменений. Важное место публикациям про культуру мы уделяем и в журнале „Вестник Университета Правительства Москвы“», — говорит профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права Марина Селеменева.

Подводя итог стратегической сессии, Константин Вайсеро, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и истории права, отметил: «Совместные усилия экспертного сообщества и проектных команд учреждений культуры помогают совершенствовать проектные технологии — это способствует развитию сферы культуры нашего мегаполиса».

1 2B2A8685 2B2A8504 2B2A8080 2B2A7967 2B2A7928 2B2A8760 2B2A8441 2B2A7853 2B2A7815 2B2A9297 2B2A9015 2B2A8986 2B2A8911 2B2A8603 2B2A8348 2B2A8292 2B2A8278 2B2A7694 2B2A9143 2B2A9073 2B2A9031 2B2A8930 2B2A8590 2B2A7959 2B2A7481 2B2A9164
<
>


Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы