Университет
Правительства
Москвы


16.10.2015

Непрерывное совершенствование, или как «магию» кайдзен использовать в здравоохранении

Профессор из Японии Ханда Юдзиро провел в МГУУ Правительства Москвы мастер-класс «Что такое управление?». Работникам сферы здравоохранения сэнсэй медицины и менеджмента рассказал о том, как оптимизировать работу и улучшить ее качество, не задействуя новые ресурсы и не увеличивая бюджет.

Доктор Ханда Юдзиро – директор Центра международного здравоохранения в Тохоку (Япония), который курирует 8 больниц и около 80 небольших медучреждений. Много лет работал в Германии, Шри-Ланке и Африке. Начав когда-то карьеру стоматологом, в данный момент он консультирует и обучает медицинский персонал по всему миру.

Ханда Юдзиро подчеркнул, как важно для него выступать именно перед российской аудиторией. «Россия и Япония близки географически и эмоционально», – сказал господин Юдзиро, отметив, что в Японии все знают Павлова, Рахманинова, Шостаковича, Толстого. В подтверждение своих слов, профессор даже пропел на русском «Подмосковные вечера». Это сразу разрядило обстановку в аудитории. «Я хотел бы, чтобы это была не лекция и не мастер-класс, а интерактивный семинар», – сказал японский профессор.

Мастер-класс, рассчитанный в первую очередь на слушателей программы МРА, тем не менее, собрал медработников со всей России. Убедившись, что большинство аудитории – заведующие отделениями и менеджеры самых разных уровней, Ханда Юдзиро спросил: «Хотите ли вы, чтобы все проблемы решались самими же сотрудниками? Чтобы результаты лечения стали лучше без внедрения новых препаратов и оборудования?» Оптимальное решение существует.

1

Техника «кайдзен» – это японское ноу-хау непрерывного совершенствования рабочего процесса, в котором участвует каждый сотрудник организации (произошло от японского kai – дальше и zen – хорошо). Философию кайдзен начали применять в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор она распространилась по всему миру. Японская модель управления успешно используется во многих сферах деятельности.

Один из способов оптимизации деятельности – система «5S» (от японского Seiri, Seiton, Seiso, Seiketu, Shituke): Упорядочение, Организация, Опрятность, Чистота, Поддержание. Несколько важнейших принципов: сотрудники должны сами совершенствовать свой рабочий процесс, вся документация должна быть упорядочена и маркирована, ненужные вещи должны быть удалены из рабочего пространства, везде должна поддерживаться чистота. Ханда Юдзиро привел пример такой оптимизации: в больнице Кестл Стрит в Шри-Ланке был существенно снижен процент зараженных новорожденных, когда отказались от сортировки зараженных биологических отходов (шприцов с иглами и т. д.) Раньше использованные материалы сортировали, и медперсонал мог стать переносчиком инфекции. Использовать один контейнер для всех отходов оказалось удобнее, экономичнее, эффективнее и безопаснее.

2

Чтобы внедрить использование кайдзен в организации, необходимо сформировать рабочие группы в каждом подразделении. Сотрудники должны активно включаться в общий процесс совершенствования и быть информированы о том, что такое кайдзен и как его применять. Для этого, например, в японских больницах читают соответствующие лекции и встречи с коллективами. Кроме того, в Японии в каждой организации, работающей по принципам кайдзен, есть секретариат качества. Он оценивает, как идет оптимизация.

У аудитории сразу появился вопрос, все ли сотрудники организации должны быть задействованы в процессе, и сколько времени требуется на внедрение кайдзен. Господин Юдзиро ответил, что сначала нужно активизировать одно или два подразделения и ввести в курс дела их глав. Однако лучше, чтобы управляющие не входили в рабочие группы, а просто морально поддерживали сотрудников. Затем создать маленький комитет, который будет следить за рабочими группами кайдзен. Все это делается без дополнительного материального поощрения, работники будут мотивированы улучшением качества показателей и повышением уровня комфортности рабочей среды. Внедрение может занять от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от объема проблем, которые необходимо решить. Чтобы процесс улучшения был непрерывным, концентрироваться стоит на небольших задачах.

Международным аналогом «кайдзен» является американское CQI (Continuous quality improvement – непрерывное улучшение качества). Этот принцип используется во многих американских компаниях, например, в знаменитой «Ксерокс» (Xerox).

ОТЗЫВЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

Элина Зайцева, главный врач ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 131», слушатель программы «MPA – Управление в здравоохранении» (г. Москва):
«В нашей больнице есть сложности с мотивацией персонала. Благодаря мастер-классу я узнала, как ее решить – будем пытаться внедрить кайдзен во всех подразделениях».

Ваграм Даллакян, главный врач ГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника № 6», слушатель программы «MPA – Управление в здравоохранении» (г. Москва):
«Мне понравился метод преподнесения материала профессором. Самая большая проблема в стоматологии – отсутствие стандартов лечения, протоколов ведения пациентов. Разрешить эту ситуацию можно только упорядочением и гармоничной организацией всего рабочего процесса».

Эльвира Дудырева, КОГБУЗ «Детский клинический консультативно-диагностический центр» (г. Киров):
«У нас есть определенные проблемы, и нужна была методика, чтобы их решить. Теперь мы будем пытаться применить что-то из практики кайдзен».

Светлана Перепелица, специалист по фармаконадзору в компании «ГлаксоСмитКляйн» (г. Москва):
«С сотрудниками я обязательно поделюсь тем, что узнала. Мы о принципах кайдзен уже говорили в нашей организации, но так как я получила много новых знаний, мы все еще раз обсудим и попробуем упорядочить рабочий процесс».


Теги: , .

Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы