УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


02.05.2014

В Минздраве заработал ситуационный центр

Руководство Минздрава получило мощный инструмент контроля и управления системой здравоохранения в масштабах всей страны. С недавнего времени в ведомстве действует ситуационный центр – программно-аппаратный комплекс, который в режиме реального времени предоставляет информацию о состоянии системы здравоохранения, а также сообщает о проблемных ситуациях в регионах Российской Федерации.

Презентацию ситуационного центра провели вчера директор Департамента информационных технологий и связи Роман Ивакин и заместитель Директора департамента Роман Сафронов.

«Ситуационный центр предназначен для того, чтобы в режиме реального времени получать информацию о различных ситуациях, показателях, отчетах, касающихся сферы здравоохранения», – рассказал руководитель департамента Роман Ивакин.

Сервис рассчитан для высшего руководства ведомства – Министра здравоохранения и его заместителей. «Пользователи системы – это руководители ведомства, а также уполномоченные лица, осуществляющие мониторинг тех или иных показателей, а также должностные лица в Правительстве и администрации Президента, – сказал глава Департамента. – Программный продукт в одинаковой степени хорошо работает через веб-доступ как на стационарных, так и на планшетных компьютерах».

Стабильность управления

Основной интерфейс ситуационного центра представлен в виде трехмерной карты России, на которую выводятся данные информационных систем.

«Оживает» система благодаря уникальной программе, разработанной группой российских компаний «Интегра». При этом не используется лицензионное программное обеспечение. Вместо него задействовано программное обеспечение с открытым кодом, что исключает возможность блокирования системы в кризисных ситуациях, что в последнее время особенно важно.

«Это очень ценно, особенно сейчас, когда владельцы лицензий на Западе грозят отключить программное обеспечение или оборудование, и по сути сделать невозможным управление в той или иной отрасли нашей страны», — подчеркнул Р. Сафронов.

На вопрос корреспондента Российского агентства медико-социальной информации АМИ о стоимости проекта, представители Минздрава сообщили, что создание такой информационной системы обошлось бюджету в 17 млн рублей.

При этом разработчики умышлено отказались от услуг известных картографических сервисов, предоставляющих карты онлайн. Причин тому несколько. Во-первых, чтобы избежать зависимости от правообладателей карт. А во-вторых, используемая в них технология «не удобна для прорисовки» и не дает возможности подключения мультимедийного контента, например, для сравнения регионов.

Многоуровневая система представления данных

С основными возможностями информационного картографического сервиса журналистов познакомил заместитель руководителя департамента Роман Сафронов.

Данные о состоянии системы здравоохранения можно увидеть на нескольких уровнях: по федеральному округу, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию либо району. У руководителя есть возможность сравнить показатели нескольких регионов или выбрать регионы по заданным целевым показателям.

Чтобы видеть ситуацию в динамике, можно посмотреть данные в форме графика, который покажет изменения по годам и месяцам. Система также представит усредненный показатель за интересующий период.

«Любой субъект РФ можно масштабировать до района или муниципального образования, эквивалентного району. По любой территориальной единице можно вывести большое число показателей по годам, – говорит Роман Сафронов. – Отклонения от целевых значений на карте показываются цветом».

Также система дает информацию по новостным событиям в субъектах, таким как чрезвычайные происшествия, пожары, наводнения… Одновременно есть возможность формировать донесения, чтобы во время ситуационного совещания можно было оперативно принимать решения.

По каждому субъекту представлена широкая статистическая информация. В «паспорте» региона указываются руководители ключевых региональных министерств и ведомств, мощность учреждений здравоохранения, уровень заболеваемости, число случаев оказания высокотехнологичной помощи и другие. Справочная информация по регионам включает реестр медицинских услуг и справочник органов государственной власти. Также есть возможность получать информационно-справочные отчеты по субъектам Федерации.

Немаловажным было добиться обновления информации онлайн для мониторинга и
контроля ситуации во время ЧС. Данные поступают из аналитических центров из тех же источников, которыми пользуются в руководстве страны, чтобы была возможность видеть одинаковую картину.

Мобильная версия ситуационного центра была разработана для планшетного компьютера. В ней представлен полный функционал для удаленного получения полной и достоверной информации по всем проблемам в отрасли.

В рабочем порядке

Отвечая на вопрос корреспондента РИА АМИ о ресурсах, которые нужны для наполнения контентом системы и ее подержания, представители Минздрава сообщили, что это потребует минимальных затрат, так как информация поступает в полуавтоматическом режиме. Стоимость эксплуатации ситуационного центра будет в обычных пределах, и составит 10-20% от стоимости создание системы. Однако открытым еще остается вопрос с ее доработкой.

Роман Ивакин подчеркнул, что ситуационный центр интегрирован с другими информационными системами, например, данные предоставляет информационно-аналитическая система Минздрава. Обновление же других систем происходит в рамках ежедневной деятельности. Пополнение новостной ленты также осуществляется в автоматическом режиме. Ручной ввод ограничивается только составлением донесений.

Минздрав – в числе лидеров по IT

Ситуационный центр уже сейчас готов предоставлять оперативную информацию, однако закончить все работы специалисты планируют в июне – необходимо еще добавить два новых субъекта.

По словам представителей Департамента информационных технологий и связи, ситуационный центр создан в рамках реализации первоочередных мероприятий по формированию распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия. Согласно указа Президента Российской Федерации от октября 2013 года такие центры должны появиться при каждом органе исполнительной власти. Ситуационный центр Минздрава России – первый подобный центр, включающий в себя передовые технологии в области работы с оперативными данными.

Как подчеркнул заместитель директора Департамента информационных технологий и связи Роман Сафронов, схожие ситуационные центры есть только у МЧС, Министерства обороны, Министерства энергетики (по особо опасным объектам).

Будут ли другие ведомства разрабатывать ситуационные центры самостоятельно или использовать типовой проект, пока не ясно. Корреспондент РИА АМИ также попытался выяснить этот вопрос у представителей IT-департамента. Как оказалось, ситуационный центр Минздрава был показан в работе руководству некоторых ведомств, и вызвал с их стороны интерес. «Мы готовы предоставить разработку для других ведомств, но решение вопроса остается за ними, — рассказал Роман Сафронов. — Действующее законодательство не всегда обязывает использовать готовое решение».

Не для всех

Еще один вопрос представителя нашего информагентства касался планов по открытию доступа к сервису для широкой публики. В ведомстве подчеркнули, что таких планов нет, поскольку ситуационный центр – это не справочная система, и рассчитан он для руководителей.

«Фактически, это приведен к скачиванию самой программы, что не допустимо», — подчеркнул Роман Ивакин. В то же время он напомнил, что почти все данные можно найти в открытом доступе.

«Открытое правительство – это открытые данные. Все они опубликованы на сайте Минздрава или на сайте Центрального научно-исследовательского институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России ) – подведомственном учреждении, которое занимается медицинской статистикой», — рассказал он. При этом Роман Михайлович заверил, что работа по тому, чтобы сделать информацию для населения более доступной, идет.

С другой стороны, представленная в ситуационном центре информация не рассчитана на широкий круг населения. Простые граждане мало что поймут из сводных таблиц. Для них более важна визуализация, например, инфографика, добавил он. Источник

Источник