УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


20.09.2021

Японский эксперт поделился со студентами методами антикризисного управления

О том, как управлять малым и средним бизнесом для преодоления кризиса, студентам Университета Правительства Москвы рассказал эксперт из Японии на лекции, организованной в рамках партнерских отношений Университета Правительства Москвы с АНО «Японский центр».

Время циклично, поэтому повторение различных кризисов неизбежно, и экономическая сфера от них страдает чаще всего. К примеру, одним из первых известных миру экономических кризисов стали инфляция и экономическая депрессия в Риме (I в. до н.э.) из-за захвата понтийским царем Митридатом VI Малой Азии, которая своими богатствами обеспечивала римские деньги. Если говорить о глобальных мировых кризисах, то, конечно, на ум сразу приходит одна из последних мировых трагедий — пандемия Covid-19, значительно подорвавшая экономики даже наиболее развитых и устойчивых государств за счет удара по малому и среднему бизнесу. И в это время перед экспертами встал актуальный вопрос о том, как же предпринимателям выйти из сложившейся ситуации с минимальными убытками.

Масаюки Мацумура — заместитель директора консалтинговой компании World Business Associates, развивающей международный бизнес, и ассистирующий консультант по возрождению бизнеса. На лекции он рассмотрел в качестве примера по антикризисному управлению бизнесом несколько японских компаний, в том числе долгожителей, в контексте различных аспектов (например, отсутствия преемника или декарбонизации, иными словами, снижения экологического следа) и тщательно проанализировал их антикризисные меры. Так, например, компания, попавшая под реформу декарбонизации оказалась на грани банкротства из-за снижения количества заказов на производимую продукцию и массового ухода сотрудников. Основатель бизнеса предпринял антикризисные меры, в том числе повышение зарплат, формирование и укоренение корпоративной культуры, основанной на приоритете сотрудников, а также безвозмездно передал 200 акций работникам для того, чтобы каждый из них почувствовал себя собственником компании. В результате принятых мер компания не только вышла на профицит бюджета, но и стала популярным местным работодателем, характеризующимся бережным и чутким отношением к сотрудникам.

Масаюки Мацумура также уделил особое внимание проблеме текучки кадров. По мнению эксперта, в этой ситуации нужно прибегнуть к следующим антикризисным мерам.

  • Опросить работников о причинах ухода с работы. Возможно, коллег не устраивает формат работы, график или же заработная плата. Задача руководителя — как можно более подробно расспросить подчиненных о том, что их не устраивает, чтобы ликвидировать, по возможности, образовавшиеся недовольства.
  • Необходимо повысить мотивацию сотрудников. К примеру, нужно изменить способы работы (пусть работник сам выбирает свой график и место работы — дом, офис или иная локация) и ее стиль, который, по мнению эксперта, должен соответствовать стилю жизни сотрудника.
  • Важно создать инструменты, позволяющие работать где угодно. Если сотрудник предпочел работать из дома, значит, необходимо предоставить ему всю необходимую технику, а если работа будет вестись из офиса, то само помещение должно располагать к комфорту и позитивному эмоциональному состоянию.
  • Коллег обязательно нужно поддерживать в трудных ситуациях. Например, в Японии сотрудникам разрешено брать детей на работу, если они не хотят отдавать их в детский сад или им не с кем оставить дома ребенка. Более того, для этого разработаны специальные правила, чтобы присутствие детей в офисе не снизило производительность работы и не причиняло дискомфорт другим работникам.
  • Поддержка коммуникации. В Японии существует система компенсации расходов на еду и напитки для того, чтобы сотрудники могли собраться в непринужденной обстановке и серьезно поговорить о работе.

По мнению организаторов лекции, студентам важно перенимать успешный опыт, в том числе из других стран, поскольку многие выпускники Университета сами открывают бизнес или уходят на руководящие должности в крупные компании. Для успешной работы им необходимо учитывать все возможные риски, в том числе и различные кризисы.

Университет Правительства Москвы сотрудничает с вузами, научно-образовательными структурами, государственными и общественными организациями разных стран, среди которых Германия, Япония, Китай, Финляндия, Чехия. Наши студенты общаются с зарубежными экспертами, участвуют в международных круглых столах и конференциях.



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы