МГУУ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Московский городской
университет управления
Правительства Москвы


26.11.2019

Зеленая экономика умного города — что мы ждем от будущего

Что входит в новую парадигму развития зеленой экономики для умного города? Как столица становится одним из самых зеленых городов? Какие перемены ждут цифровую Москву будущего и какие инновации в тренде сейчас? Эксперты и ученые, представители органов власти и бизнеса из разных стран мира: Японии, Финляндии, Австралии, Германии и других — встретились в Университете Правительства Москвы, чтобы обсудить эти вопросы на III Международной научно-практической конференции «Современный мегаполис: зеленая экономика умного города».

Переход к экономике с низкими выбросами углеродных соединений, ориентированной на экологию, на замкнутый цикл производства, когда использованные продукты не утилизируют, а перерабатывают, — общемировой тренд. Создание умного устойчивого города с зеленой экономикой — это синтез и сбалансированное развитие трех сфер: экономической, социальной и экологической. «Переход к зеленой экономике — процесс многоэтапный и сложный, и его сложно осуществлять в одиночку, поэтому площадки по обмену опытом и эффективными наработками среди профессионалов очень важны. Университет Правительства Москвы стал таким пространством, где ведущие эксперты обсуждают вопросы экологии устойчивого развития городов», — говорит ректор Университета Правительства Москвы Василий Фивейский.

Какие изменения нужны экономике мира в условиях глобальных экологических угроз? Повышение энергоэффективности и внедрение возобновляемых источников энергии — отвечают эксперты конференции.

Зарубежный опыт

«Экологические изменения становятся одним из самых важных фокусов современной промышленности и городского управления. Обсуждение с представителями разных стран эффективного и безопасного для планеты использования ресурсов помогает нам увидеть разные черты экономики и понять, в каком направлении развиваться дальше», — говорит руководитель филиала Фонда Ханнса Зайделя в Москве Ян Дрезель.

Частые землетрясения и тайфуны, активный рост предприятий после Второй Мировой войны, загрязнение водоемов, высокий уровень радиации и постоянный смог в крупных городах — к 70-м годам XX века Япония подошла на грани экологической катастрофы. Власти страны активно решают эти проблемы — считает директор АНО «Японский центр по развитию торгово-экономических связей» Хамано Митихиро. Правительство Японии внедряет очистительные сооружения водоемов, устанавливает большие штрафы и налоги на выбросы предприятий — бизнесу становится выгоднее покупать очистительные механизмы, а также перерабатывать большую часть мусора для вторичного использования. После 2000 года в стране начал развиваться экотуризм.

«Экологический туризм помогает сохранять природу и историческое наследие. Мы развиваем это направление с помощью бизнеса — для туристических проектов в исторических местностях работают системы государственной поддержки: например, выделяются субсидии для строительства лесных домиков. Но для экотуризма не обязательно подключать предпринимателей. Популярен сельский туризм, когда путешественник останавливается не в гостинице, а в обычном деревенском домике: знакомится с бытом и культурой семьи, может даже помочь в хозяйстве и очистке территории, — рассказывает руководитель региона Сага Академии архитектуры Японии Нобуо Мисима. — Основной акцент экотуризма Японии — путешествие для сохранения природы, для более острого восприятия окружающего мира и особенностей культуры».

В Австралии другие проблемы — нехватка воды. В год здесь выпадает меньше осадков, чем в Африке. Поэтому у австралийских инженеров есть чему поучиться в технических решениях для экономии воды. О них рассказала профессор Инженерно-архитектурного и IT-факультета Университета Квинсленда Паола Мария Лирдини. «Мы проводим анализ потребностей жителей и рассматриваем все возможности проведения воды. Например, если в парке мало тени и слишком жарко — проведем в нем ручей или речку, чтобы понизить там температуру». Эксперт показала примеры восстановления водоемов в Австралии. Так, в ливневые канализации городских рек устанавливают металлические сети для сбора мусора. Конструкции выдерживают тонны нагрузки, не пропуская отходы в воду.

А что в Москве?

Москва становится smart-городом. Городские сервисы объединяют жителей, власть и бизнес. В результате формируется умная среда, которая делает столицу комфортнее, удобнее и безопаснее. «Информационные технологии — это не просто гаджеты в ваших руках. Цифра сейчас пронизывает все сферы городской жизни, — говорит заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Александр Горбатько. — Более 2/3 населения столицы, около шести миллионов человек, ежедневно пользуются электронными сервисами. На портале mos.ru сейчас доступно более 330 электронных услуг и сервисов. Там уже зарегистрировано 8,2 миллиона личных кабинетов физических лиц и более 41 тысячи организаций».

Технологичные изменения проникают и в сферу транспорта. Одними из самых важных проектов на пути к зеленой экономике умного города Александр Горбатько считает масштабное строительство московского метро, развитие каршеринга и велопроката. Среди новшеств:

  • Скоро в автомобилях может появиться экран, транслирующий ситуацию на дороге с камер предыдущего автомобиля. Это поможет избежать аварий, особенно если впереди едет большая машина или автобус, закрывающие обзор водителю.
  • На пешеходных переходах благодаря технологии 5G будет меньше чрезвычайных ситуаций. Машины будут связаны с мобильными телефонами пешеходов. При угрозе столкновения водитель услышит громкий сигнал.

Основа умного устойчивого мегаполиса — умные жители, которые сами участвуют в управлении городом. Как этот тренд развивает столичное правительство, рассказал Василий Фивейский: «Что делает Университет Правительства Москвы, чтобы развивать наш город как устойчивый? Мы создаем систему непрерывного образования как госслужащих, так и жителей города. Университет обучает школьников: проводит для них интеллектуальные квесты, мастер-классы и конкурсы. Затем студентов: тех, что учатся в вузе или проходят стажировку в Правительстве Москвы. И работает с действующими госслужащими: для них действуют курсы повышения квалификации, проходят тренинги и тимбилдинги. Мы обучаем и жителей предпенсионного возраста в проекте „Серебряный университет“. В год в МГУУ обучается более 50 тысяч госслужащих».

Участвовать в управлении городом жителям помогают электронные сервисы. На портале «Активный гражданин» москвичи голосуют за конкретные проекты, на платформе краудсорсинга сами предлагают идеи, а на портале «Наш город» жители выступают в качестве контролеров: подают заявки с конкретной проблемой, которую сити-менеджеры решают максимум за восемь дней. 80% вопросов на портале посвящено благоустройству. Об этом рассказал заместитель руководителя Департамента капитального ремонта Москвы Александр Адайкин. Эксперт считает, что цифра упростила жизнь коммунальных служб и сократила время решения задач. Например, с помощью специальных датчиков в «Жилищниках» отслеживают работу уборочных машин: сколько они пробыли на маршруте, сколько потратили бензина. А с помощью городского видеонаблюдения в управах и префектурах наблюдают, тщательно ли убрана территория.

Еще один формат для управления городом жителями — общественные слушания. На них москвичи принимают у представителей городских властей проекты по благоустройству. Рассматривают инфографику, конкретные модели и чертежи, общаются с архитекторами и планировщиками, а затем принимают решение и голосуют.

Москва — один из самых зеленых городов мира. 49% площади города — зеленые территории. Основной акцент в управлении столицей сделан на увеличение продолжительности жизни москвичей, а приоритетная задача — повышение экологической устойчивости. Как этого добиваются? Рассказал руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. Во-первых, в городе высаживают деревья, создают парки. В 2013 году началась акция «Миллион деревьев» — москвичи подают заявку на озеленение двора, школы или больницы и голосуют за проект, а город помогает воплотить идею. За несколько лет в Москве только в рамках акции посадили 2,5 миллиона деревьев. Во-вторых, в городе развивают экологичный транспорт. За несколько лет на 49% выросло количество поездок на общественном транспорте. Сейчас москвичей возят более 300 электробусов, а с 2020 года в столице полностью откажутся от закупки дизельных автобусов. Благодаря этому за 20 лет в Москве количество вредных выбросов в атмосферу снизилось на 20%.

«Важно обмениваться мнениями и делиться опытом в сохранении экологии городов не только на уровне экспертов и ученых, но и на уровне бизнес-сообщества и власти. Наша конференция — это площадка, где такой обмен возможен. Мы не просто разговариваем о проблемах, но разбираем конкретные кейсы и находим варианты решений», — считает менеджер по развитию бизнеса в России и СНГ Австралийской торговой и инвестиционной комиссии при Посольстве Австралии в Москве Наталья Коновалова.

Второй секретарь Посольства Финляндии в России Катариина Танхуа-Тюрккё говорит: «Мегаполисы не должны развиваться в ущерб экологии планеты. А для этого ответственность должны брать на себя представители всех стран и городов мира, госслужбы и бизнеса. Мы постоянно сотрудничаем с МГУУ и Правительством Москвы, обмениваемся наработками и в итоге находим новые решения!»

2B2A5779 2B2A5759 2B2A5826 2B2A5838 2B2A5884 2B2A5908 2B2A5918 2B2A5940 2B2A5407 2B2A5444 2B2A5510 2B2A5560 2B2A5606 2B2A5615 2B2A5620 2B2A5632 2B2A5684 2B2A5724 2B2A5015 2B2A5074 2B2A5079 2B2A4996 2B2A4800 2B2A4817 2B2A4831 2B2A4851 2B2A4891 2B2A4922 2B2A4669
<
>


Также по теме:


Все новости МГУУ