19.11.2014
Опыт Шанхая для московских градостроителей
Завершилась зарубежная стажировка сотрудников Департамента строительства Москвы и подведомственных ему организаций. Столичные госслужащие прошли в Шанхае программу повышения квалификации «Лучшие практики строительства в условиях современного мегаполиса». Стажировка была организована МГУУ Правительства Москвы в сотрудничестве с Китайской Академией руководящих кадров Пудун (CELAP).
Шанхай и Москва — крупнейшие финансовые, торговые и культурные центры мира. Два мегаполиса со схожими задачами в градостроительной политике. Сегодня они переживают бум в строительстве жилья и дорог, социальной и транспортной инфраструктуры. В мегаполисах формируются благоприятные условия для инвестиционной деятельности. Это становится основой для развития успешного государственно-частного партнерства (ГЧП).
Говоря о принципах ГЧП, китайцы проводят аналогию с инь и янь: в тесном сотрудничестве противоположности могут достигать взаимовыгодных результатов. Благодаря партнерству государства и бизнеса в Шанхае был реализован уникальный проект – железнодорожная линия на магнитной подушке. В роли частного инвестора выступила немецкая компания Transrapid. Дорога была открыта в 2002 году. Первый в мире маглев-поезд движется и управляется силой электромагнитного поля, он может достигать рекордной скорости в 430 кмч. Путь в 30 км он преодолевает за 7 минут 20 секунд. Заказ на строительство трассы от китайского правительства получила немецкая компания Transrapid. Стоимость проекта составила $1,3 млрд., из которых около $740 млн. инвестировали немцы. После запуска, поезд был сдан государством в эксплуатацию фирме-подрядчику. Сегодня источник ее дохода — продажа билетов и размещение рекламы.
Уникален опыт Китая и в строительстве транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые помогают в перераспределении пассажиропотоков. Один из лучших примеров — Шанхайский транспортный узел Хунцяо. Китайские строители подробно рассказали о проекте своим московским коллегам. Его общая площадь составляет 2600 гектаров. В ТПУ входят аэропорт, железнодорожная станция, включая вокзал магнитного поезда, скоростные магистрали и метро. На территории также расположены автобусные парки, общественные стоянки, залы ожидания и многое другое. Пропускная способность транспортного хаба колоссальна: пассажиропоток в аэропорту Хунцяо составляет 40 миллионов человек в год, железной дороги и поездов маглев – до 140 миллионов ежегодно, автобусного транспорта – 10 миллионов человек. Ежедневная пропускная способность узла достигает более миллиона пассажиров.
Строительство комплексных ТПУ – одна из стратегических задач и для столичных градостроителей.
В планах к 2020 году ввод в эксплуатацию более 250 узлов, из них 114 на станциях метрополитена. Остальные – вдоль путей РЖД и Малого кольца Московской железной дороги. В составе ТПУ предусмотрены паркинги, открытые автостоянки, пассажирские терминалы, заездные карманы для автобусов и такси, надземные пешеходные переходы. В результате ТПУ должны объединиться в единую логистическую сеть.
Благодаря транспортным узлам уменьшится время на пересадку пассажиров до 10 минут, упорядочатся междугородние и международные пассажироперевозки, разгрузятся дороги в час пик.
«Нам удалось организовать насыщенную учебную программу, — рассказывает и.о. ректора МГУУ Правительства Москвы Василий Фивейский. – Выбор Китайской Академии в качестве партнера связан с тем, что ее образовательный курс по урбанизации и модернизации городского пространства является одним из самых популярных и тщательно проработанных. Передовой опыт наших коллег в подготовке и обучении госслужащих позволил удачно сделать акценты на темах в строительстве, которые особенно актуальны для Москвы».
Академия руководящих кадров Пудун (CELAP) выступила в роли путеводителя по уникальным объектам транспортной инфраструктуры Шанхая. Лучшими «достопримечательностями» для членов столичной делегации стали транспортно-пересадочные узлы и диспетчерский центр метрополитена. Также их познакомили с деятельностью строительных госорганизаций и крупнейшими корпорациями-проектировщиками, заказчиками которых являются многие компании мира.
«Визит в Шанхай позволил сравнить векторы развития двух крупных мегаполисов, — рассказывает первый заместитель руководителя Департамента строительства г. Москвы Рафик Загрутдинов. – Можно констатировать, что мы решаем одинаковые задачи в области развития дорожно-транспортной инфраструктуры: стремимся к повышению комфортности и безопасности движения, а также пропускной способности транспортных узлов. Встречи оказались очень содержательными для обеих сторон. Наши китайские коллеги, так же как и мы, нацелены на высокие темпы строительства объектов транспортной инфраструктуры. В свою очередь им также было интересно услышать от нас о перспективах развития строительного комплекса Москвы».
О том, какой еще опыт заинтересовал столичных госслужащих, о чем в подробностях рассказали шанхайские коллеги и какую практику готова взять на вооружение российская столица, будет представлено в новом учебном фильме МГУУ Правительства Москвы. Зрители узнают все самые интересные факты и цифры из уникальной строительной практики Китая.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы