05.12.2014
Джон Берри: «Политика мультикультурализма улучшает отношения в обществе»
МГУУ Правительства Москвы продолжает встречи с мировыми учеными в области адаптации иммигрантов. Вслед за Евгением Тартаковским эту тему продолжил канадский профессор Джон Берри (Queen’s University). Он поделился с московскими госслужащими результатами научных исследований и опытом интеграции иностранных граждан в культуру принимающей страны. На примере Канады он рассказал, как в стране реализовывалась политика мультикультурализма.
«Знаем ли мы зачем помогать иммигрантам? – обратился к слушателям ученый. – Многие страны уже давно задумались над этим вопросом, Канада в том числе. Потому что иммиграционные процессы неизбежны. Надо понять для чего и как можно помочь людям успешно пройти адаптацию. В первую очередь это снижает социальное напряжение и уровень преступности, положительно влияет на профилактику заболеваемости, помогает в развитии творческого потенциала среди талантливой молодежи».
О мультикультурализме в Канаде
Канада – многонациональная страна с постоянным притоком иммигрантов. Среди наиболее многочисленных этнических групп есть немцы, итальянцы, украинцы, датчане, скандинавы, североамериканские индейцы, поляки, китайцы, евреи, африканцы, венгры, греки, югославы, испанцы и русские. Правительство страны реализует множество программ по сохранению разнообразия канадской культуры. Уже давно Канада занимает ведущее место в обеспечении равноправия граждан всех вероисповеданий и национальностей, в то время как другие государства только ищут методы для развития законодательной базы.
Впервые идеи мультикультурализма были заявлены в Канаде еще в 1971 году. Уже тогда в стране серьезно задумались о создании общества, в котором признается культурная равноценность и толерантность. Главная цель политики мультикультурализма – исключить дискриминацию и помочь иммигрантам сохранить свою культуру. «Несомненно, это положительно влияет на адаптацию и аккультурацию, – отметил эксперт. – Наша цель – улучшить взаимопонимание и межкультурные отношения в обществе. Мы проводили исследование и задавали людям вопрос: «Каким образом мы хотим жить вместе завтра?» После этого были созданы возможности для открытия двуязычных школ, работодатели начали принимать на работу и англоговорящих, и франкоговорящих, этнокультурным сообществам оказывалась поддержка в их стремлении сохранить свою культуру и наследие. Начали развивать межкультурные контакты. Это помогло преодолеть барьеры между разными этническими группами. Мы точно понимали, что не хотим, чтобы все были одинаковые. Постепенно эти идеи проникли во все общество и все начали их принимать».
Реализация принципов мультикультурализма повлияла на развитие чувства безопасности у иммигрантов и снизило негативные реакции с их стороны.
Что помогает вхождению в новую культуру?
Следует учитывать, что адаптация иммигрантов различна и зависит от ряда факторов:
— продолжительности пребывания в стране (необходимо время, чтобы найти успешное и подходящее место в доминантном культурном обществе);
— социальной поддержки;
— наличия дискриминации (уменьшает возможность добиться первых двух факторов адаптации);
— стратегий аккультурации (прим.: процесс взаимовлияния культур), которые напрямую связаны с адаптацией. Всего их четыре: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. Наилучший способ для большинства иммигрантов – интеграция. Именно она позволяет принять новую культуру при сохранении своей: «Мигранты хотят быть принятыми такими, какие они есть. Принцип «Станьте быстро как мы» ведет к дискриминации», – поясняет Джон Берри.
Следует помнить, что адаптационный период отличается не только у разных этнических групп, но и людей, разных по возрасту:
«Мы провели исследование среди 5 тысяч мигрантов. Оказалось, что хуже адаптируются молодые мужчины. Но через 5-6 лет все менялось, они вписывались в общество. Просто им нужно больше времени, чтобы найти свое место в другой культуре. Но отмечу, что для любого иммигранта большое значение имеет изучение языка. Поэтому важно помочь им в этом. Поначалу в Канаде такие образовательные программы были государственными. Но они имели отторжение, поскольку напрямую связаны с общением с чиновниками. Потом многие программы были переданы некоммерческим организациям. Мы изменили представление об этих программах. Мы перенесли их в культурные центры, даже в церкви, чтобы люди легче воспринимали обучение и легче шли на контакт», – поделился опытом Джон Берри.
Зарубежный опыт в работе с иммигрантами оказался очень интересен для участников семинара. Ученому задавали немало вопросов, как об иммиграции в целом, так и о его рекомендациях в работе с иностранными гражданами.
Следующие встречи московских госслужащих с экспертами в области межэтнических отношений и аккультурации будут проходить в рамках новой образовательной программы. МГУУ Правительства Москвы запускает ее в начале 2015 года. Двухдневный учебный курс называется «Практика реализации национальной политики в РФ и в г. Москве». Слушатели получат представление о правовых механизмах обеспечения реализации Стратегии национальной политики, познакомятся с современной миграционной политикой в Российской Федерации, узнают об основных понятиях этнологии, этнической культуре, религиозных верованиях народов, традиционно населяющих территорию России и Москвы. Также продолжится знакомство с международным опытом построения гармоничных межэтнических отношений.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы