Университет
Правительства
Москвы


11.07.2018

Чем полезны «медленное» время и Agile и что делать с VUCA: кадровому резерву России рассказали о новых управленческих трендах и вызовах

Насколько важно в работе управленца «медленное» время? Почему все чаще в компаниях стратегию заменяют длинные цели? В чем особенности новой корпоративной культуры Agile? Как оставаться успешным в условиях VUCA-мира? О последних тенденциях в современном корпоративном мире слушателям федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров» рассказал один из лучших бизнес-тренеров России Марк Кукушкин.

Современный мир наполнен ситуациями, требующими быстрых решений. Особенно актуально это для руководителей. К сожалению, такая гонка ведет к отсутствию так называемого «медленного» времени, которое, по словам Марка Кукушкина, просто необходимо управленцу.

«Однажды я спросил главу одной известной международной корпорации, сколько в день у него бывает „медленного“ времени. На что тот ответил: две сигареты. Конечно, этого очень мало. „Медленное время“ — это возможность подумать о чем-то стратегическом, прислушаться к себе. Особенно важно выделять его после реализации проекта. Немногие российские компании проводят качественный анализ результатов. Он должен заключаться не в поиске виновных в погрешностях и ошибках, а в выводах: чему специалисты научились, какой опыт приобрели, какие технологии управления или реализации оказались самыми эффективными. Порой вовремя извлеченные уроки важнее победы. Да, вы проиграли битву, но научились так многому, что теперь точно выиграете войну!» — рассказал спикер.

По словам бизнес-тренера, именно способность быстро делать выводы гарантирует успех организации:

«В будущем выживут именно те компании, которые будут учиться быстрее своих конкурентов, — так называемые самообразовывающиеся организации. Если вы хотите развития для своего коллектива, будьте открыты, больше общайтесь со своими сотрудниками. Когда руководитель начинает говорить про собственные несовершенства, это помогает людям быть откровенными в ответ. При отсутствии доверия хорошей команды не выйдет. А доверия не бывает в замкнутости».

Далее спикер рассказал присутствующим, что такое VUCA-мир и почему в его условиях стратегию заменяют длинные цели:

«Мы все сегодня живем в VUCA-мире. Его характеризует, прежде всего, непредсказуемость и многозначность. Из прошлого уже нельзя сделать выводов о будущем. Это мир, который дает возможность развиваться нескольким траекториям одновременно», — пояснил Марк Кукушкин.

В связи со сложившейся ситуацией у руководителей возникает логичный вопрос: если мир таков, то стоит ли вообще строить какие-либо стратегии? Значит ли это, что нет смысла в долгосрочном планировании? Спикер рассказывает:

«Появляется все больше компаний, которые официально говорят, что у них нет стратегии, но есть длинные цели. Они не принимают документа под названием стратегия, но у каждой функции в компании есть цель в горизонте минимум 3–5 лет. Длинные цели — это цели развития. Не просто увеличиваться в объеме, а меняться структурно, развивать новые компетенции. Развиваться, преобразуя саму структуру объекта, который развивается».

Все больше завоевывает мир система управления по принципу Agile . Это корпоративная культура инновационного типа, когда руководители уходят от ручного управления процессами в компании. Сотрудники берут на себя ответственность за результат. Ведущими в этой корпоративной культуре становятся доверие, свобода и ответственность. Как правило, Agile является зонтиком для целого ряда технологий, которые обеспечивают интерактивность и пошаговость процессов.

«Agile часто противопоставляют классическому методу управления проектами. Работать нужно быстрее, гибче и как можно скорее производить прообразы или прототипы конечного продукта», — рассказал спикер.

Он выделил основные положения, характерные для системы Agile:

— люди и взаимодействие — важнее процессов и инструментов,

— работающий продукт — важнее исчерпывающей документации,

— сотрудничество с заказчиком — важнее согласования условий контракта,

— готовность к изменениям — важнее следований первоначальному плану.

Также бизнес-тренер остановился на характеристике разных типов организаций. Самыми популярными в России, по словам спикера, являются красные, янтарные и оранжевые организации.

Красным компаниям присуща культура силы.

«У нас в стране немало красных организаций. В них обязательное есть свой лидер, слово которого — закон для остальных участников. Для таких компаний характерна постоянная демонстрация власти», — пояснил Марк Кукушкин.

Янтарные или, по другому, синие организации можно назвать переходом к торжеству закона.

«Закон, порядок, правила, процедуры — все о них. Например, это крупные бюрократические организации. Здесь существуют формальные роли, приказы и контроль сверху вниз, стабильность порой ценится даже больше порядка, процессы прописаны и структурированы», — отметил спикер.

Оранжевые организации начали свое зарождение в эпоху капитализма, это скорее предпринимательская модель:

«Если у вас есть идеи, амбиции и талант, в таких организациях возможно быстро подняться наверх, не обязательно проходить при этом все ступени карьерной пирамиды. Они очень ориентированы на результат, деньги, эффективность. Задача — обойти конкурента, остаться на рынке. Почти все крупные международные компании — это оранжевые организации».

Зеленые организации построены на собственной культуре и ценностях. Руководители таких компаний зачастую дают возможность принимать важные решения самим сотрудникам.

Для бирюзовых организаций характерно самоуправление. У них есть эволюционная цель, миссия, для которой они работают. Такая организация вовлекает человека в свою работу целиком, не используя лишь некоторые навыки.

«Я уверен, что движение в сторону зеленых и бирюзовых организаций — один из сегодняшних трендов. Деньги важны, но все-таки мы постепенно выходим на ценность для потребителя, на более глубокий смысл», — отметил спикер.

Отзывы участников:

Светлана Оспенникова, советник организационно-аналитического отдела Управления стратегического развития и реформирования здравоохранения Министерства здравоохранения Омской области:

«Огромное впечатление на меня произвела лекция Марка Кукушкина. Это те знания, которые я вряд ли смогла бы где-то еще почерпнуть. Радует, что многое я смогу применить и в своей рабочей практике».

Ирина Фатина, главный советник Главного государственно-правового управления Аппарата Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа:

«Лекция мне очень понравилась. Я отметила для себя, что многие примеры из бизнеса применимы и на госслужбе. Спикер очень живо преподнес материал, старался выстроить между нами именно диалог».

Марина Власова, заместитель начальника административного управления ФАНО России:

«Я бы отметила уровень спикера, Марк Кукушкин — действительно профессионал своего дела. Он своим выступлением дал возможность более масштабно посмотреть на всю структуру государственного управления. Мы больше узнали о процессах, которые сейчас происходят в корпоративном мире. Каждый из нас работает в своей отрасли, несколько зацикливается на ней, а в рамках этой лекции мы будто поднялись и посмотрели вокруг».

Справка:

Обучение слушателей Федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2018 годы)» Университет Правительства Москвы проводит с 21 мая по 5 октября 2018 г. В обучении принимают участие 135 госслужащих со всей России.

Программа разработана для базового и перспективных уровней резерва управленческих кадров. Подготовка и переподготовка резерва организованы по модульному принципу. В него входят проектно-аналитические сессии, коммуникационные мероприятия, зарубежные стажировки, а также встречи участников с представителями политического и экономического сообщества.

Координатором федеральной программы является Аппарат Правительства Российской Федерации, государственным заказчиком — Минтруд России.



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы