15.11.2018
Зачем госслужащим развивать EQ? Университет Правительства Москвы запустил новый тренинг «Эмоциональный интеллект»
Высокие темпы работы, большая нагрузка и многозадачность — именно в таких условиях работают московские госслужащие. Многие из них ежедневно взаимодействуют с горожанами, оказывают им различные услуги, проводят встречи для решения тех или иных вопросов. Нередко чиновникам приходится вести диалог с негативно настроенными горожанами, улаживать спорные вопросы. Все это невозможно сделать качественно, не обладая высоким уровнем эмоционального интеллекта. Почему для руководителя умение управлять эмоциями порой важнее IQ? Из чего состоит эмоциональный интеллект и можно ли его развивать? Как научиться справляться с гневом и стать успешнее? На эти вопросы получили ответы участники нового тренинга Университета Правительства Москвы «Эмоциональный интеллект». До конца года обучение пройдут 15 групп.
Все большее внимание приковывает к себе понятие «Эмоциональный интеллект» (EQ). Современные руководители считают именно этот компонент залогом успешной и эффективной работы. Особенно он важен в профессиях категории «человек-человек» (примеч. профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними).
«Эмоциональный интеллект входит в перечень компетенций будущего. По результатам первого тренинга мы уже понимаем, что в 2019 году будем делать продолжение. Наш тренинг помогает понимать эмоции другого человека, общаться с собеседником, не усугубляя его эмоционального состояния, противодействовать манипуляции и преодолевать деструктивное поведение, увеличивать „эмоциональный банковский счет“ и строить качественные долгосрочные отношения», — отметила одна из разработчиков тренинга, директор центра методологии и разработки образовательных программ Университета Правительства Москвы Зоя Книгницкая.
В начале тренинга участников попросили разделиться на команды и написать три общих факта, которые их объединяют. По словам тренера, даже такое простое упражнение заставляет задействовать свой эмоциональный интеллект:
«Вам пришлось общаться друг с другом, договариваться, пытаться доносить свою точку зрения — все это требует проявлений EQ. Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, прежде всего хорошо понимают самих себя, умело управляют своими эмоциями и желаниями, осознают текущие цели. Также они способны понять и оценить эмоциональное состояние другого человека. Когда госслужащий общается с недружелюбной аудиторией, ему необходимо как-то изменить ее состояние в позитивную сторону или сделать нейтральным. Это все невозможно, если человек не обладает EQ», — поясняет бизнес-тренер Оксана Христофорова.
Каждое упражнение тренинга раскрывает различные грани эмоционального интеллекта – участников приглашают к исследованию собственных сильных сторон, новому взгляду на возможности получения обратной связи со стороны окружающих, общению с коллегами в самых разных эмоциональных состояниях.
«Согласно многочисленным исследованиям, люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют большие возможности для профессиональной реализации в сферах, где важно выстраивать эффективную коммуникацию с другими людьми, и, в первую очередь, это касается управленческой деятельности», — поясняет бизнес-тренер Оксана Христофорова.
Затем спикер подробно разобрала со слушателями компоненты, из которых состоит эмоциональный интеллект:
1. Умение человека осознавать собственные эмоции и переживания.
2. Способность анализировать и управлять своим поведением с учетом эмоционального состояния.
3. Умение понять эмоциональное состояние другого человека, эмпатия и сопереживание.
4. Коммуникация с другими людьми с учетом того, что переживают они. Способность влиять на эмоциональное состояние другого человека.
«Однако стоит помнить, что важно понимать и уметь контролировать самого себя. Человек, не умеющий управлять собственными эмоциями, не может эффективно воздействовать на других. Развитие эмоционального интеллекта важно начинать с более глубокого понимания себя и управления своим состоянием. Влиять на других, безусловно, можно и не управляя собой и не сильно задумываясь о том, как и кем вы себя ощущаете, но если мы говорим об осознанном целенаправленном влиянии, предвосхищении реакции других людей на наши слова и действия, необходимо начинать именно с себя», — сказала тренер.
Чтобы повысить уровень эмоционального интеллекта, важно научиться распознавать свои эмоции и работать с ними.
«Вспомните ситуации, когда вы испытывали сильные негативные эмоции, и расскажите о них нам. Как вы вели себя? Какие необычные физические ощущения у вас при этом были?» — обратилась к участникам Оксана.
Некоторые слушатели рассказали о страхе и тревоге, которые они испытывают перед публичными выступлениями. Другие поделились, какие чувства у них возникают от общения с жителями или требовательным руководством.
«Бывают ситуации, когда посетитель пытается манипулировать, очень эмоционально разговаривает, чтобы добиться своего. Сохранить спокойствие бывает сложно в такой момент, начинаешь переживать», — рассказала одна из слушательниц.
Далее участники разобрали эффективные техники работы с негативными эмоциями. Одна из них помогает восстановить контакт с самим собой.
Рекомендации тренера:
1. Для начала необходимо понять и признать, какую эмоцию вы чувствуете. Назвать ее.
2. Затем задать вопрос: зачем я это испытываю?
3. После спросить себя, почему я это испытываю? Понять причины.
4. А в завершение, осознав эмоцию и причины, задать заключительный вопрос: я выбираю испытывать эту эмоцию или что-то изменилось?
Подход к управлению собственным эмоциональным состоянием лежит через паузу и осознание текущих эмоций и настроений как себя, так и окружающих. Понимание того, что именно происходит здесь и сейчас, дает нам шанс выбрать дальнейшую, наиболее эффективную модель поведения.
Затем участники выполняли упражнение «Общественный транспорт», по условиям которого один из них должен был без слов определить, что же за персонажи перед ним, и понять их эмоциональное состояние. К удивлению слушателей, задание удалось выполнить практически безошибочно.
«Вы задумывались, на что ориентировались, когда угадывали персонажей? Ведь они не произнесли ни слова. Правильно, на выражение лица, позы, мимику. Способность интуитивно понимать эмоциональное состояние другого человека называется эмпатией. Она не зависит от образования и интеллекта человека, она дана от природы. Но ее можно натренировать, если заставлять себя обращать внимание на детали поведения других людей. Можно говорить о том, что есть определенные врожденные особенности человека, которые позволяют нам быть чуть более или менее склонными к проявлению эмпатии. При этом, ее можно развивать, в том числе, по средствам наблюдения за другими людьми, выстраиванию предположений о том, что именно они испытывают в той или иной ситуации.», — подчеркнула тренер.
По мнению ученых, за способность к эмпатии отвечают зеркальные нейроны:
«Вы замечали, что если улыбнуться младенцу, он улыбнется нам в ответ? Это происходит потому, что его зеркальные нейроны словно отражают реакцию, которую он видит. Именно эти механизмы дают нам возможность сопереживать. Если вы хотите найти общий язык, самая верная тактика — подстроиться, отзеркалить эмоциональное состояние», — объяснила Оксана.
В результате тренинга слушатели научились лучше слушать и понимать себя, понимать эмоции другого человека, разобрали основные техники работы со своими эмоциональными состояниями, провели диагностику собственного эмоционального интеллекта, а также получили рекомендации о том, как его гармонично развивать. Все это поможет им в будущем создавать доверительную и дружелюбную среду общения, давать конструктивную обратную связь.
Отзывы участников:
Олеся Бориско, главный специалист управления ЗАГС Москвы:
«Очень полезный тренинг, получила сегодня безумное количество интересной информации. Хотелось бы некоторые вопросы разобрать еще более подробно. Особенно актуальна для меня тема управления эмоциями, как научиться себя контролировать в той или иной ситуации».
Татьяна Намазова, заместитель главы управы по работе с населением района Кунцево:
«Мне очень понравился тренинг. Все это о жизни, о каждом из нас. Впечатлил профессионализм тренера. Вначале никто не хотел общаться, но уже в середине занятия подключились даже самые скептически настроенные участники. Мы раскрылись, смогли проговорить свои проблемы. Даже мне удалось справиться с зажатостью, проанализировать эмоциональное состояние, попытаться понять окружающих. Очень полезно и интересно».
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы