УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


04.04.2019

Кайдзен в здравоохранении: как в Японии оптимизируют медицину

Бережливые технологии, по-японски — кайдзен, повышают эффективность работы любой организации. Для медицины это особенно актуально: высвобождая человеческие и материальные ресурсы, можно существенно повысить качество и скорость оказания медицинских услуг. О том, как применяют кайдзен в японском здравоохранении, рассказал 25 марта слушателям Университета Правительства Москвы Дзюн Такахаси, представитель отдела международных проектов Ак Айтек.

Эффекты кайдзен

Главное в применении бережливых технологий — искреннее желание людей совершенствовать устаревающие рабочие механизмы, отметил Константин Царанов, начальник Управления развития отраслевых образовательных программ Университета Правительства Москвы, открывая встречу. Систему кайдзен впервые начали применять в Японии для сокращения производственных потерь на заводах и фабриках. Сегодня Россия внедряет бережливые технологии в первую очередь в сфере образования и социальной защиты. Дзюн Такахаси на примере больницы Токийского женского медицинского университета поделился японскими ноу-хау в области применения кайдзен-технологий в здравоохранении.

Для комплексной оптимизации консультант по вопросам управления составляет генплан больницы и концепцию менеджмента. Больницы переходят на внутреннюю информационную систему. Появляются электронная очередь по талонам, навигация и электронные карты, где фиксируется все: история и схема лечения и информация об оплате. Поток пациентов структурируется, время ожидания врачей сокращается, исчезают случайные ошибки, растет качество и скорость диагностики. Освобождаются огромные помещения, прежде занятые для хранения бумажных архивов. Рецепты также выписываются электронно и передаются в больничную аптеку, где фармацевт их корректирует, готовит лекарство и консультирует больного.

Организуются Центры Первичной Помощи (ЦПП) для амбулаторных пациентов. Здесь есть специалисты всех направлений, теперь «не пациент ищет врачей, а врачи идут навстречу больным». Все смотровые кабинеты в ЦПП универсальны, его работу можно гибко перестраивать. В отделение для анонимного приема вип-больных можно попасть на лифте, минуя общественные пространства. Обычных пациентов также вызывают по номеру на талоне, не оглашая имен и сохраняя тайну частной жизни.

В больничной библиотеке можно получить подробную информацию по своему заболеванию. В ее зале всегда дежурит медработник и дает профессиональные консультации. Библиотекой могут пользоваться пациенты и жители окрестных домов.

В больнице работают больше двух тысяч сотрудников: врачи и средний медперсонал, регистраторы, лаборанты, фармацевты, диетологи, медицинские соцработники и другие. У всех четко прописаны обязанности и есть обновляющиеся инструкции и руководства. Наладить работу всех сотрудников по единой схеме — действенный инструмент кайдзена.
Кайдзен применяется и в разных структурных направлениях. Япония лидер в сфере эндоскопических технологий — ранней диагностики и малоинвазивного лечения болезней органов пищеварения. Это кайдзен для пациентов: растет точность и скорость постановки диагнозов, операции проходят быстрее и безболезненнее.

Система больничного питания тоже организована по системе кайдзен. В электронных картах есть информация об аллергии и пищевых ограничениях пациентов, и недопустимые схемы питания блокриуются на этапе ввода в карту. Ошибки исключены. Еду развозят в специальных тележках-термосах, а диетологи вместо бумажной работы занимаются пациентами.

Для проведения лабораторных исследований обычно нанимают аутсорсинговые компании. Больницы экономят место, и себестоимость анализов заметно снижается.

Благодаря развитию КТ, МРТ и других видов лучевой диагностики все снимки хранятся в цифровом формате. Их удобно передавать электронно в разные отделения больницы или в сторонние медучреждения.

Материально-технические средства и канцелярию закупают централизованно, что позволяет видеть статистику расходов и экономить. Сложные медицинские аппараты (искусственного дыхания, дефибрилляторы, насосы и другие) теперь принадлежат Центру медтехники больницы, он выдает приборы отделениям в аренду и отвечает за их осмотр и ремонт.

Все вызовы скорой помощи теперь разделяют на 3 уровня по степени тяжести. Машины оснастили медицинским оборудованием, и фельдшеры оказывают помощь безотлагательно, благодаря этому смертность снизилась в несколько раз. В Японии на один миллион населения организован один Центр оказания скорой помощи, они есть в каждой префектуре.

Финансирование. Цены на медицинские услуги устанавливают централизованно. Пациенты оплачивают 30%, остальные 70% берет на себя государство. Население Японии стремительно стареет, расходы на медицину растут, большинство больниц — убыточны.

Каждые 30-40 лет проводится комплексная реновация больниц. Она позволяет поддерживать качество услуг на высшем уровне, но обходится очень дорого. Есть несколько методов проведения реновации:

  • Метод государственно-частного партнерства: все расходы и контроль берет на себя частная управляющая компания.
  • Метод доверительного пользования и управления. Больницы сдают землю в аренду и на эти деньги проводят реновацию. Часто на территории больницы временно строят жилые дома, а потом их сносят.
  • Метод частной финансовой инициативы: больницы перестраивают за счет инвестиций.
  • Метод привлечения субъектов самоуправления: реновация проводится совместно администрацией района и частной УК.

Ключевыми показателями качества системы здравоохранения Дзюн Такахаси назвал продолжительность здоровой жизни и уровень младенческой смертности. Япония — в числе абсолютных мировых лидеров по этим критериям. В стране также самая высокая продолжительность госпитализации, количество койко-мест и высокоточной медтехники на каждого жителя. Но врачей не хватает: в этом показателе Япония сильно отстает в том числе от России. Как самая стремительно стареющая страна в мире, Япония активно применяет кайдзен при создании механизмов ухода за пожилыми людьми и готова делиться опытом. Г-н Такахаси коснулся темы российско-японских отношений в сфере здравоохранения, упомянул совместный проект создания ультрасовременного медцентра в Хабаровске и подчеркнул, что у наших стран есть огромные перспективы для сотрудничества.



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы