25.12.2017
Успешное партнерство государства и НКО — от мифов к знаниям!
Партнерство органов исполнительной власти и некоммерческих организаций — это одна из наиболее важных и актуальных практик на сегодняшний день. Однако это взаимодействие по-прежнему вызывает массу вопросов с обеих сторон: как правильно подобрать и чем заинтересовать партнера, как сделать совместную работу не только взаимовыгодной, но и полезной для населения. Об этом и многом другом узнали участники очного модуля обучения смешанной программы повышения квалификации «Взаимодействие органов исполнительной власти (ОИВ) и НКО» в Университете Правительства Москвы.
Очные занятия «Взаимодействие ОИВ и НКО» — уникальная возможность для представителей органов власти города Москвы и руководителей некоммерческих организаций собраться вместе на одной площадке для обсуждения общих вопросов и проблем. Участники обучения уже изучили дистанционную часть курса, но именно живое взаимодействие позволило прийти к новым решениям.
Поприветствовал участников обучения и рассказал о работе университета Константин Царанов, директор Центра развития здравоохранения и социальной сферы Университета Правительства Москвы.
«Взаимодействие власти и некоммерческих организаций чрезвычайно актуально. По отдельности органы государственного управления, бизнес и некоммерческие организации не в состоянии добиться максимального успеха. Главное в нашей программе — раскрыть ценность некоммерческих организаций для горожан и органов власти, показать новые возможности для достижения ими синергетического эффекта от их взаимодействия и на очной части Программы дать старт этому взаимодействию», — подчеркнул спикер.
Директор стипендиальных и грантовых программ некоммерческой организации «Рыбаков Фонд» Наталья Тюшкевич рассказала слушателям о том, как грамотно выстроить взаимодействие ОИВ и НКО и какие трудности возникают на этом пути. Спикер выделила основные причины, по которым органы исполнительной власти и некоммерческие организации отказываются сотрудничать друг с другом:
— Отсутствие у органов исполнительной власти информации о действующих НКО.
— Отсутствие у НКО понимания структуры органов власти. Сотрудники зачастую просто не знают, куда обращаться.
— Разное понимание задач, которые нужно решать, несовпадение интересов.
— Недостаточное понимание представителями органов власти специфики работы органов НКО.
— Проблемы с отчетностью у НКО, что вызывает дополнительное недоверие.
Спикер подчеркнула, что только при взаимодействии НКО и ОИВ можно привлечь дополнительные компетенции и услуги, увеличить охват целевой аудитории и самого проекта.
«Ключевая связка в любой совместной деятельности — это потребность, интерес той или иной стороны. Если потребность есть, взаимодействие возникает, невзирая на политическую волю и компетенции у специалистов. Если интереса с другой стороны нет — значит, его нужно формировать, — добавила спикер. — НКО должны приходить к госслужащим и выяснять, какую задачу партнера они могут решить совместным проектом».
Программный директор благотворительного фонда «Кимберлит» Ирина Осипова рассказала о собственном опыте работы с муниципальным грантом. Спикер отметила, что имеет положительный опыт работы с органами исполнительной власти на всех уровнях:
«Я была и на той, и на другой стороне. Мне есть с чем сравнить. Десять лет я работала директором школы, пять лет была директором детского дома, а с 1998 года совмещала две должности: директор благотворительного фонда и программный директор».
По словам спикера, органы исполнительной власти подобны локомотиву, который сложно набирает ход, но потом идет как по накатанной. «У вас есть рельсы, четкие станции, понимание, с какой скоростью и как ехать. Вы не можете свернуть в сторону, — обратилась спикер к госслужащим. — Некоммерческие организации же действуют более хаотично. Они исходят из того, что можно интересного и нужного сделать в конкретный момент. Если эти вещи совместить, тогда и получится полезный совместный проект».
Работу над собственным благотворительным проектом по созданию службы сопровождения семьи Ирина Осипова начала с объединения сил всех учреждений, которые располагались в ее районе. В итоге было создано восемь межведомственных комиссий для выявления в микрорайонах проблемных семей. В комиссию вошли специалисты органов опеки и попечительства, представители школ, участковые инспектора. Они работали с семьями и составляли список жителей, нуждавшихся в помощи.
«Мы создали этот проект в рамках 120-го федерального закона. Нам нужны были сотрудники, которые бы разрабатывали реабилитационные программы для каждой проблемной семьи. Мы попросили учреждения от разных ведомств на один день в неделю передать в создающуюся службу сопровождения семьи одного сотрудника: психолога, социального педагога или социального работника, — рассказала спикер. — Инициативу все поддержали. Мы не потратили никаких средств на создание нашей службы».
Подробней о рынке социальных услуг рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел Келлер.
«Долгое время социальные услуги оставались монополизированными государством. Чтобы сформировать в каждом субъекте рынок социальных услуг, мы ведем работу по созданию реестра поставщиков, и мы заинтересованы в активном взаимодействии с СО НКО» — рассказал спикер.
Отзывы участников:
Любовь Ефимова, директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Преодолей-ка»:
«Без поддержки государства нам сейчас сложно выжить. Недавно мы приняли участие в конкурсе Комитета общественных связей, стали победителями и поняли, что нам необходимы новые компетенции для того, чтобы в дальнейшем взаимодействовать с органами исполнительной власти. Именно по этой причине я сейчас здесь. Курс оказался очень полезным, особенно его онлайн-часть. Дистанционный модуль очень подробный и содержательный. Актуальная информация по нормативно-правовой базе воспринимается очень легко, несмотря на большой объем».
Владислав Епифанов, заместитель главы управы по работе с населением Алексеевского района города Москвы:
«По роду своей деятельности я много взаимодействовал с некоммерческим сектором. Несмотря на сложности, остаюсь сторонником того, что это сотрудничество нужно. Однако в нем необходим баланс. Органам исполнительной власти нужно понять, что взаимодействие с НКО — это не управление префектурой управ или департаментом, а НКО не должно относиться к государству как к бездонному мешку.
Представленная в курсе система информации очень важна для актуализации знаний нормативно-правовой базы. Также важно информирование о той громадной работе по формированию базы данных НКО, которую провел Комитет общественных связей. Полезна и информация о конкурсах, которые коллеги трансформировали и которые теперь пользуются повышенным спросом у НКО».
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы