УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


19.04.2016

Василий Фивейский прочитал лекцию о психологии государственной службы в прокуратуре города Москвы

И. о. ректора Университета Правительства Москвы рассказал молодым специалистам городской прокуратуры о том, какими компетенциями должен обладать гражданский служащий, а также о кадровых технологиях мэрии. Перед выступлением Василию Фивейскому вручили благодарственное письмо за сотрудничество от прокурора города Москвы Владимира Чурикова.

Благодарность передал начальник управления кадров прокуратуры Александр Баденков. Он сердечно поблагодарил Василия Фивейского и МГУУ Правительства Москвы за сотрудничество и выразил надежду на дальнейшее партнерство.

Лекция началась с обсуждения отбора и оценки персонала в городских органах власти.

«Все руководители, которых назначает мэр, проходят обязательную оценку, — сказал Василий Фивейский. — Мы оцениваем аналитические способности, компетенции госслужащих, личностные качества, мотивацию к работе. В качестве методов оценки используются тесты, опросники, кейсы, деловые игры и многое другое».

Особое внимание в своей лекции и. о. ректора уделил личностным качествам госслужащего. Он познакомил слушателей с так называемой концентрической моделью индивидуальных особенностей (прим: круги разного радиуса с общим центром). В центре — личностное ядро, или «большая пятерка» качеств (общие способности, доминантность, ответственность, общительность, стрессоустойчивость и ценности). Следующий уровень (внутренний круг) — профессиональные компетенции. И, наконец, внешний круг — модели поведения на рабочем месте.

концентрическая модель

концентрическая модель

По словам Василия Фивейского, определенное качество «большой пятерки» очень важно при выполнении конкретной работы. Например, общительность важна тем госслужащим, которые постоянно работают с горожанами: сотрудникам управ и префектур, специалистам центров «Мои документы». Ответственность и нормативность, или предрасположенность к соблюдению норм, правил, необходима бухгалтерам и особенно специалистам закупок. Кроме того, чиновников, осуществляющих закупки, также проверяют на полиграфе на предрасположенность к коррупции. Василий Фивейский привел результаты проверки 1000 человек, по которым только 5% оказались в «красной» зоне риска.

Безусловно, все госслужащие должны также обладать таким качеством, как стрессоуйстойчивость.

«Исследования показали, что объем разноплановой информации у руководителя на госслужбе примерно в 2,4 раза больше чем у аналогичного руководителя в бизнесе, — говорит и. о. ректора. — Поэтому запас терпения и прочности у гражданского служащего должен быть очень большой».

Василий Фивейский также привел результаты сравнительного анализа личностных профилей руководителей государственной гражданской службы и бизнес-организаций (выборка — 1969 человек). Как оказалось, госслужащие действительно устойчивее к стрессу, чем представители бизнеса. Плюс бизнес-управленцы уступают госслужащим в логике и нормативности. Однако локус контроля у госслужащих намного меньше, чем у представителей коммерческих компаний. (Прим.: локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.) Это говорит о том, что чиновники меньше рассчитывают на себя и больше на систему, в которой они работают.

Рассказывая о профессиональных компетенциях современного гражданского служащего, Василий Фивейский подчеркнул такое качество, как клиентоориентированность.

«Раньше когда у чиновника спрашивали: „На кого ты работаешь?“, он отвечал: „На мэра“ или „На своего начальника“ — рассказывает и. о. ректора. — Хотя на самом деле он работает на жителя города и гражданина страны. На курсах повышения квалификации в нашем университете мы пытаемся внушить эту мысль всем столичным служащим. И по тому, как хорошо работают сервисы города в данный момент, видно, что ситуация изменилась в лучшую сторону».

После лекции у слушателей возникло множество вопросов к спикеру. Большинство из них касались технологий оценки персонала и личностных качеств.



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы