УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


19.04.2019

VR-технологии: как научиться выступать публично, используя шлем виртуальной реальности

Любой человек рано или поздно сталкивается с необходимостью публичного выступления. У ребенка в школе это ответы у доски, у взрослого — еще более широкий спектр выступлений. Как правило, у многих докладчиков это вызывает не самые приятные эмоции.

Новые технологии, имеющиеся в Университете Правительства Москвы, позволяют решать актуальные задачи по-новому.

Специалисты Университета Правительства Москвы провели тренинг «Навыки публичных выступлений» с использованием VR-технологий для сотрудников детской городской поликлиники № 110 Департамента здравоохранения города Москвы. Участники готовились к предстоящим выступлениям с помощью шлемов виртуальной реальности.

Эльмира Каширина (главный врач детской городской поликлиники № 110):
«В своей работе мне часто приходится говорить перед аудиторией, но я всегда буду помнить 200 пар глаз, которые смотрели на меня во время первого лекционного выступления. Наше медицинское учреждение вошло в проект „Бережливая поликлиника“, мы одномоментно запустили несколько рабочих групп по разным направлениям. Руководителями проектов стали сотрудники, не имеющие опыта презентации и публичных выступлений. Среди них были старшие сестры, врачи, немедицинские работники. Им пришлось защищать свои проекты перед аудиторией. Волнение и отсутствие должной подготовки очень чувствовалось».

Нестандартное решение тренировки навыков публичных выступлений представили сотрудники Управления обучения и развития персонала Университета Правительства Москвы. Практика — ключевой фактор успешного и качественного выступления, поэтому акцент был сделан именно на нее. С помощью виртуального тренажера участники тренинга переносились в конференц-залы и выступали перед виртуальными зрителями.

Тренажер позволяет не только отрепетировать выступление, но и формирует привычку внимательно следить, что происходит в аудитории. Роботы-слушатели чутко реагируют, если спикер слишком увлекся своим докладом и забыл о взаимодействии с ними. В ответ на скучный тон, отсутствие зрительного контакта, жестов они начинают демонстративно зевать и переминаться с ноги на ногу. А на живые доклады реагируют включенностью, аплодисментами и смехом.

В тренажер заложены определенные индикаторы, на которые спикер должен обращать внимание, если хочет добиться яркого успешного выступления. О них можно сто раз услышать, а можно потренироваться, получая обратную связь в режиме реального времени и корректируя свое поведение. Все это в совокупности позволяет докладчику справиться с волнением, перестать бояться аудиторию, скоординировать свои действия, голос и речь, почувствовать себя увереннее и даже гибко реагировать в нестандартных ситуациях, которые тоже могут случаться в ходе выступления. Например, могут возникнуть проблемы с презентацией, погаснет свет, а в соседнем помещении может начаться шумный ремонт и т.д.

По ту сторону очков все почти как в жизни. На внутреннем экране шлема воссоздано все: зал, сцена, зрители, экран с презентацией, кликер в руке. Отработка в очках виртуальной реальности создает безопасную среду для обучения, помогает участникам привыкнуть к обстановке полного зала, освоиться перед большим количеством слушателей, стать более уверенными и стрессоустойчивыми в реальной жизни.

Участниками тренинга стали врачи и средний медицинский персонал детской городской поликлиники № 110 Департамента здравоохранения города Москвы, где реализуется проект «бережливая поликлиника». Им удалось достичь практических успехов, оптимизируя организационные процессы, сделав услуги еще более доступными для пациентов. Рассказать о своих проектах — ответственная и непростая задача, требующая особых навыков.

По словам участников, тренинг позволил им взглянуть на свои выступления по-новому, выявить, на что сделать акценты, определить слепые зоны, на которые они не обращали внимания.

Татьяна Коваленко (участница проекта): «Казалось странным, что, надев шлем, можно мысленно перенестись на сцену, но картинка, которая появляется перед глазами, продумана до мельчайших деталей. Попробовать свои силы в публичном выступлении оказалось очень полезно. Было бы удобно проходить такие тренинги непосредственно перед каждой защитой проекта, чтобы качественно отрепетировать речь».

Эльмира Каширина (главный врач детской городской поликлиники № 110): «Тренинг с применением шлемов виртуальной реальности позволил справиться с дискомфортом, понять, что и как нужно делать, каким образом лучше подать информацию. Благодарю за интересный и полезный опыт».



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы