27.07.2017
Заместитель руководителя столичного Департамента здравоохранения Алексей Погонин рассказал о совместных проектах с Департаментом образования
Вопросы сохранения здоровья детей и подростков далеко не всегда решаются исключительно медицинскими методами. Учитывая, что довольно значительную часть своего времени ребенок проводит в школе, без налаживания эффективного взаимодействия между врачами, педагогами и родителями добиться заметных результатов в этой сфере будет очень сложно. Опытом такой совместной работы с читателями «Учительской газеты-Москва» делится заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Погонин.
— Алексей Владимирович, в прошлом году было принято решение о создании совместной рабочей группы с участием представителей столичных департаментов здравоохранения и образования. Чем было вызвано это решение и можно ли сегодня говорить о каких-то результатах взаимодействия?
— Решение было вполне логичным и, честно говоря, назрело довольно давно. Дело в том, что в процессе повседневной работы мы достаточно плотно общаемся с коллегами из Департамента образования. Однако одно дело — личные контакты, и совсем другое — официальные. Скажем, получение какого-либо документа или ответ на запрос порой занимает несколько дней. Все в рамках административных нормативов, но для дела это не очень хорошо. Поэтому основная цель создания рабочей группы — максимально сократить время принятия решений, уменьшить объемы служебной переписки и количество различных согласований. И я считаю, что это нам сделать удалось. По крайней мере на протяжении года мы добились гораздо больше практических результатов, чем это удавалось сделать ранее.
— Расскажите об этом поподробнее…
— Один из наиболее значимых наших совместных проектов с Департаментом образования направлен на повышение качества оказания медицинских услуг в дошкольных и школьных образовательных организациях города Москвы. Проект пока что носит пилотный характер и реализуется на базе четырех московских детских поликлиник.
Этот проект включает несколько важных направлений, нацеленных на повышение эффективности профилактической работы с несовершеннолетними в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в том числе при проведении вакцинации и диспансеризации, и на сокращение бумажной работы и процесса обработки данных, за счет автоматизации рабочих мест медицинского персонала в образовательных организациях и ведения медицинской документации в электронном виде.
Дело в том, что раньше медицинский работник в школе или в детском саду большую часть своего времени тратил на заполнение различной документации — составление списков и получение разрешений на вакцинацию, ведение журналов и тому подобное.
Проработан алгоритм действия работников образовательного учреждения и медицинского персонала в случае возникновения экстренной ситуации со здоровьем у учащегося, сформировано четкое понимание того, как нужно действовать в подобной ситуации. В первую очередь вызывается профессиональная бригада скорой медицинской помощи, ставятся в известность родители (это необходимо делать по закону, так как об оказании медицинской помощи несовершеннолетнему должны быть проинформированы его законные представители). Это позволило на порядок сократить время, за которое к ребенку прибывают врачи, обладающие всеми возможностями для того, чтобы либо помочь ему на месте, либо экстренно доставить в медицинское учреждение.
На первый взгляд такой подход вполне очевиден. Однако нам пришлось довольно долго объяснять и доказывать, что медсестра в школе или детском саду — это не врач. Она по определению не имеет права самостоятельно проводить какое-то лечение. Причем не только в случае, когда речь идет об угрозе жизни. Она даже таблетку от головной боли или жаропонижающее давать ребенку не должна даже по просьбе родителей, поскольку не владеет информацией о его здоровье, наличии противопоказаний вроде возможной аллергии. Назначить или разрешить прием препарата может только лечащий врач — и никто другой!
— К чему тогда сводятся функции медицинских работников в образовательных учреждениях?
— Это как раз тот вопрос, ответ на который мы постарались найти в рамках нашего совместного пилотного проекта. Мы с коллегами из Департамента образования пришли к тому, что главная задача медработника в данном случае — заниматься вопросами профилактики. Для этого он должен обладать не только соответствующей квалификацией, но и необходимым инструментарием.
На сегодняшний день в каждом образовательном учреждении, входящем в образовательный комплекс (а это, как правило, несколько школ и как минимум один детский сад), есть медицинские кабинеты, оснащенные всем необходимым для выполнения соответствующих функций оборудованием: весами, ростомером, укладкой для оказания первой помощи и прочим.
Департамент информационных технологий специально разработал прототип модуля Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), с помощью которой в Москве производится запись к врачам в поликлинике. Версия программы называется «ЕМИАС Школа», и с ее помощью можно довольно сильно упростить процесс оформления документов при проведении вакцинации, выписывании справок, заполнении журналов профилактических осмотров и так далее. Теперь то, что раньше медработник должен был заполнять вручную, он делает несколькими нажатиями кнопки.
Всех проблем, связанных с бумажной работой, мы не решили, но освободить значительную часть времени медработника смогли. И он может сконцентрироваться на взаимодействии с учителями, детьми и их родителями, занимаясь уже упомянутыми вопросами профилактики различных заболеваний у школьников.
В настоящее время проводится тестирование программы «ЕМИАС Школа» в детских поликлиниках, участвующих в проведении пилотного проекта. В перспективе подключение программы «ЕМИАС Школа» к электронной карте ребенка, которое откроет медицинским работникам качественно новые возможности. Например, врач в поликлинике сможет видеть, с какими жалобами обратился ребенок в медкабинет, а медработник в школе — наоборот, чем он болел. Значительно упростится обмен информацией, будет проще и быстрее получить ту или иную справку, скажем, при оформлении ребенка в летний лагерь или при поступлении в школу.
А по мере совершенствования и развития этой системы появится возможность для родителей увидеть персонализированные медицинские рекомендации для их ребенка по режиму дня, питанию, физическим нагрузкам и прочему. Определенную работу в этом направлении с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Москвы и с сайтами образовательных и медицинских организаций, вовлеченных в проект, мы уже проводим.
— Алексей Владимирович, вы упомянули заболевания школьников. Какие из них сегодня наиболее распространены и каким образом, по-вашему, могут взаимодействовать для их профилактики врачи и учителя?
— Если говорить о Москве, то, скажем, по данным профилактических осмотров среди детей, проведенных в городе Москве в 2016 году, в структуре зарегистрированных заболеваний на первом месте находится патология органов зрения, на втором — заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки), на третьем месте — заболевания органов дыхания, на четвертом — болезни нервной системы.
В общей картине заболеваемости детей отмечается рост количества заболеваний органов зрения, что можно расценивать как последствие повышения «медийности» в жизни детей, связанной с увлечением различными гаджетами. Эта же причина (длительное нахождение за компьютерами, отсутствие физических нагрузок) провоцирует заболевания опорно-двигательного аппарата.
С другой стороны, по нашим данным, общее состояние здоровья детей и подростков Москвы в течение последних четырех лет остается относительно стабильным, при этом отмечено снижение уровня хронической заболеваемости. Это можно расценить как результат правильного наблюдения и лечения пациентов этой группы в медицинских учреждениях Департамента здравоохранения. Физическое развитие несовершеннолетних в динамике также менялось несущественно, при этом количество детей, занимающихся физической культурой в основной группе, выросло почти в полтора раза, что отражает правильный подход к организации занятий физическим воспитанием, особенно в организованных коллективах.
Что же касается профилактики и совместной работы врачей и педагогов, то направлений может быть очень много.
Например, нашими специалистами ежегодно проводятся профилактические медицинские осмотры, которые позволяют в динамике отслеживать состояние здоровья учащихся, своевременно выявлять и при необходимости корректировать воздействие учебного процесса на состояние здоровья учащихся. По результатам осмотров осуществляются необходимые восстановительные мероприятия в амбулаторно-поликлинических, стационарных или санаторных условиях.
Большим подспорьем в этом плане является работа центров здоровья для детей, которые созданы на базе 18 детских поликлиник. Там работают врачи, прошедшие тематическое усовершенствование по программе формирования здорового образа жизни и медицинской профилактике, есть кабинеты медицинской профилактики, тестирования на аппаратно-программном комплексе, кабинет инструментального и лабораторного обследования, кабинет лечебной физкультуры, кабинет Школы здоровья. Соответственно о существовании и возможностях этих центров проинформированы и работники образовательных учреждений, и родители учащихся.
Наши сотрудники на регулярной основе принимают участие в проведении дней открытых дверей в рамках различных информационно-просветительских акций, лекториев для родителей и детей и подростков: «Личная гигиена учащихся», «Профилактика ожирения у детей», «Физическая активность ребенка», «Борьба с потреблением алкоголя и табака», «Предупреждение и борьба с немедицинским потреблением наркотических средств и психоактивных веществ», «Наркотикам — нет!», «Искусство быть здоровым» и др. Совместно с образовательными учреждениями проводятся мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни среди детей, неотъемлемой частью которых является рациональная физическая активность ребенка, участие в физкультурных и спортивно-массовых акциях.
Кстати, коль скоро мы упомянули тему профилактики употребления наркотиков, хотелось бы отметить и программу тестирования школьников старших классов. Она работает уже третий год, и если поначалу мы сталкивались с определенным непониманием со стороны родителей, то теперь этого практически не встречается. Рост доверия был обусловлен тем, что вся информация о результатах тестирования является строго конфиденциальной и результаты могут знать только обучающиеся или их родители (законные представители). Кстати, выявленных случаев не так уж и много.
— Приходится ли чему-то дополнительно обучать работников образовательных учреждений?
— В рамках пилотного проекта совместно с Департаментом образования города Москвы проводится обучение педагогов стандартам оказания первичной доврачебной помощи.
Данные мероприятия позволят повысить уровень качества оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним и улучшить профилактическую работу в период обучения и воспитания в образовательной организации.
Надо сказать, что воспринята идея была очень хорошо и даже принесла совершенно неожиданные результаты. Был случай, когда ребенок, случайно услышавший во время занятий о симптомах инсульта, сумел вполне грамотно объяснить диспетчеру «скорой помощи» то, что происходит с его бабушкой. Приехала специализированная бригада — и пожилой женщине своевременно оказали помощь.