06.11.2014
«HR-колледж»: секреты рекрутмента на госслужбе
Продолжаются занятия по внутренней программе обучения для сотрудников кадровых служб Правительства Москвы. В этом году Университет стал коммуникационной площадкой для обсуждения HR-проектов, обмена опытом и лучшими практиками работы с персоналом. Один из мастер-классов по вопросам рекрутмента провела руководитель Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы Александра Александрова. Она рассказала своим коллегам о новых тенденциях в кадровой политике, поделилась лучшими кейсами и дала важные рекомендации, которые помогут правильно привлекать и отбирать кандидатов для работы в московском правительстве.
По словам Александры Александровой, действия хорошего работодателя должны быть целенаправленными.
«Для этого вам, как сотрудникам кадровых служб, необходимо качественно поменять свою квалификацию, – обратилась она к слушателям программы. – Государственная служба изменилась. У руководителей органов исполнительной власти сегодня сложные задачи. Они ждут от вас поддержки в создании эффективной команды для реализации приоритетных городских проектов. Есть определённые HR-технологии, которые вам важно освоить. Мы даем вам лучшие образцы, темы и проекты. Их можно смело адаптировать под свои потребности. Зная и используя современный набор инструментов в кадровой работе, вы станете очень востребованными специалистами для своих руководителей».
Почему сегодня на госслужбе есть потребность в качественном рекрутменте? Чему важно научиться современным HR-менеджерам? Что улучшает имидж Правительства Москвы и как оно стало желанным работодателем? Александра Александрова определила главные тренды в развитии кадровых служб органов исполнительной власти.
Вектор на рекрутмент
– У HR-менеджера есть несколько основных обязанностей, но рекрутмент – подбор персонала – это самая сложная и важная функция. Сейчас в нашей работе она наиболее востребована, но ее мало кто любит, ее нужно понять. Рекрутмент – процесс прагматичный. Если вы сможете себя правильно позиционировать, если вы будете владеть этой компетенцией, вы будете полезными для руководителей. Ваша рыночная стоимость и квалификация вырастет в разы. Вы научитесь управлять кадровыми ресурсами: закрывать позиции профессионалами. То есть вы должны правильно искать их, отбирать и развивать.
От закрытости к открытости
— Почему это стало важно для нас? Несколько лет назад мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу – собрать новую профессиональную команду, найти людей, способных достигать поставленных целей. Это означало, что нам нужно было изменить стратегию подбора персонала для госслужбы. Правительство Москвы было закрытой организацией, перед которой не стояла задача привлекать новых людей, поэтому система рекрутмента отсутствовала. Мы проанализировали ситуацию и начали целенаправленно предпринимать шаги в сторону обновления.
– Для создания сильной и эффективной команды была разработана комплексная стратегия, – продолжает Александра Александрова. – В результате резко расширилось количество каналов поиска. Мы собрали базу данных «лучших» в своей профессии, создали систему ротации и сформировали действующий кадровый резерв. Уже три года работает Центр кадровой диагностики. Для качественной оценки компетенций и отбора кандидатов на руководящие должности и на вакансии специалистов по закупкам используется целый набор HR-инструментов: аналитические тесты, личностные опросники, деловые игры, кейсы по управлению ресурсами и полиграф. Важная задача для вас – научиться интерпретировать отчеты, которые готовит Центр. Надо уметь «читать» статистические данные и доступно озвучивать результаты своему руководителю. Кроме того, отчеты нужно дополнять рекомендациями о кандидате, с описанием задач, которые он успешно выполнял. Например, одна из главных компетенций главы управы – умение общаться с людьми и управлять конфликтными ситуациями. Надо не только искать людей, но и прогнозировать их профессиональное развитие. Для этого у претендента на руководящую должность должна быть история успеха. Например, каждые 5 лет он добивался результата, каждые три года продвигался по карьерной лестнице, у него есть список достижений. Эту информацию надо уметь находить.
Не конфиденциально
– Три года назад для нас было важно изменить систему подачи информации и позиционировать Правительство Москвы как открытую структуру. В этом помог карьерный портал talent.mos.ru. Здесь публикуются все актуальные вакансии: их на сегодняшний день 2 800. Раньше эта информация была закрытой – просто отсутствовала соответствующая интернет-площадка. Сейчас кандидату, желающему участвовать в конкурсе на замещение той или иной должности, идти никуда не нужно, он может просто отправить свое резюме. Это кардинально изменило имидж московского правительства.
Задел кадров
— Еще один инструмент, который мы начали использовать, это открытый конкурс в кадровый резерв, – рассказывает руководитель УГСиК. – Это очень интересный и полезный проект по отбору глав управ. С его помощью мы решили вопрос ротации кадров и сразу закрыли 60% вакантных мест. Процедура отбора была максимально открытой, такого раньше тоже не было никогда. В резерв вошли 124 человека, сегодня 56 из них работают в должности глав управ. Потребности в обновлении состава руководителей районов на данный момент нет. Но есть новая потребность: искать для глав управ заместителей по социальной работе. У них сегодня важная роль – взаимодействие с населением. При этом имеется в виду не проведение социально-культурных мероприятий (это лишь инструмент донесения информации), а общение с жителями по самым разным вопросам. Специалисты кадровых отделов, которые работают в управах, могут активно встраиваться в процесс их поиска и отбора. Это и есть проектный рекрутмент.
Александра Александрова остановилась и на молодежных кадровых проектах. Самый популярный из них, «Стажировка в Правительстве Москвы», реализуется с 2011 года. Эта программа помогла решить две главные задачи: обновление гендерного и возрастного состава и решение проблемы коммуникаций, которые отсутствовали между подразделениями столичного правительства. Сейчас стажеры, как и 90% выпускников программы, работают во всех ведомствах Правительства Москвы. Уникальный Центр развития карьеры МГУУ Правительства Москвы занимается привлечением молодых специалистов в органы исполнительной власти и отбором кандидатов под их потребности.
Следующими в программе обучения HR-специалистов будут затронуты вопросы оценки персонала при приеме и переводе, проведения интервью, системы адаптации новых сотрудников и работы с молодыми специалистами.
Справка:
Программа «HR-колледж: от отдела кадров до HR-партнерства» открыта в 2014 году. Обучение проходят руководители и специалисты кадровых служб Правительства Москвы, прошедшие конкурсный отбор. Цель программы: формирование сильной профессиональной команды HR-менеджеров через развитие компетенции «Открытость новому» – способности принимать идеи, технологии и знания. Ведущие учебного курса – руководители HR-направлений Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы, преподаватели МГУУ Правительства Москвы, приглашенные эксперты из бизнес-компаний и государственных структур. Программа состоит из 6 модулей и 27 тематических блоков.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы